Скрытые послания русских народных сказок

Скрытые послания русских народных сказок

27.07.2024 Alina
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Народное творчество — занимательная тема, безграничный источник мудрости, философии, мировоззрения и основа культурного кода. Это также богатый источник сюжетов для научных исследований. Представьте, что сказки, которые мы слушали в детстве и читаем своим детям, существовали веками назад! В 21 веке трехлетние дети с легкостью управляют смартфонами, но верят в историю о Колобке из теста, который умеет говорить, боятся Бабы Яги, которая сажает детей в печь, и рисуют Василису Прекрасную, у которой из рукавов разливается озеро.

Чтобы разгадать тайный смысл русских народных сказок, необходимо изучить их историю. Славянские басни появились задолго до письменности, в глубокой древности. Все представления людей о мире, вере, жизни и смерти, таинственных явлениях и страхе перед природой воплощались в фантастических сюжетах, где добро побеждало зло.

Рассказывали баллады Бахари, сначала слушателями были взрослые. Со временем сюжеты менялись, прибавляли новые подробности и героев из настоящего времени, язык повествования преображался, а первоначальный смысл исчезал. Потому современным читателям сказки кажутся странными. Мы решили пролить свет на тайные значения, зашифрованные в них.

«Морозко»

«Морозко»

Повсеместно у восточных славян рассказывалась сказка о сварливой женщине, которая вышла замуж за старика. Невзлюбив его дочь, мачеха сначала притесняла и била падчерицу, а потом решила совсем избавиться от неё. Старик бросил девочку в лесу зимой по приказу жены.

Если спросить детей, почему отец так поступил со своей родной дочерью, ответ будет: старик боялся злой женщины. Как бы не так! Сюжет этой волшебной сказки, которая учит добродетели, уходит корнями в древний славянский обряд инициации, или обряд перехода ребенка во взрослого человека. Всех подростков отправляли на какое-то время в лес на выживание. Предполагалось, что сильный выносливый ребенок к этому времени уже владеет всеми жизненно важными навыками.

В сказке старцу нужно было отправить дочь на испытание. Потому ленивая и избалованная дочка мачехи замерзла в лесу, а трудолюбивая и скромная падчерица жива-здорова, вернулась с подарками. В «Морозко», вероятно, обряд инициации был свадебным. Как помните из сказки, собачка все приговаривала: «Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут»? Вот истинная суть этой истории.

«Колобок»

«Колобок»/«Гора самоцветов»

Сказка для детей на первый взгляд полна странностей. Смысл путешествия Колобка в том, чтобы рассказать детям о движении Луны. Вначале герои и место действия были другими: роль жены досталась Небу при помощи художественного приема антропоморфизм. Жена отправилась скрести по сусекам к богу огня Сварогу. Испеченному Колобку, точно так же, как и Луне, предстояло пройти путь по небосклону. По дороге ему встречались разные персонажи: Вепря и Лебедя, откусывающие от Колобка по кусочку. Последнюю часть «проглотила» Лиса, и лунный цикл закончился.

«Сказка о репке»

Эта философская история к урожаю не имеет никакого отношения. Чаще всего исследователи устного народного творчества объясняют сказку так: Репка — это символическое изображение рода, связь поколений. Крепкая семья дает силы, знания и счастье всем родственникам. Каждый из героев сказки олицетворяет одну из важных составляющих рода: посадил репку Дед — он самый старший и мудрый. Бабка — хранительница очага и традиций. Внучка — новое поколение. Жучка — охрана, Кошка — оберег, благополучие. Мышка — сытость и достаток. Кстати, в ранних трактовках сюжета среди героев были отец (защита рода) и мать (любовь, забота), но ими рассказчики пожертвовали, чтобы сохранилась семиричная система исчисления, принятая в христианстве.

«Иванушка-дурачок»

«Конек-горбунок»

Вспомните, как мастерски передал образ сказочного персонажа Пётр Ершов в повести «Конёк-Горбунок».

«Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак».

К XIX веку образ Иванушки-Дурачка укрепился в фольклоре. Герой участвовал в различных сюжетах и, невзирая на неприглядные характеристики, выходил победителем из всех приключений, поскольку вовсе не дурак был, а Другак.

В языческих обществах родители из страха перед тем, что черти похитят их деток, не сразу давали детям настоящие имена. До первого обряда инициации, который приходился на четырнадцатый год жизни, дети носили временные прозвища: Первак для первенца, Вторак для второго и так далее. Иногда ребенка могли называть Другаком, а потом упрощённо — Дураком. Так нарекали младших детей до начала пятнадцатого века.

«Гуси-лебеди»

«Гуси-Лебеди»

Строгие приказания родителей оглядеться за младшим братом проигнорировала дочка, увлеченная игрой. Не заметила она, как гуси-лебеди увели братца.

Старинные славянские племена считали предков силой, хранящей таинственные знания. Люди обращались к их миру для защиты и помощи, особенно дети и юноши. Практики посвящения, замаскированные под волшебные истории, возникли на этой вере.

Гуси-лебеди — это человеческие души, которые летают между двумя мирами, отнесли братца в царство мертвых. Сестрица отправляется туда же. По пути ей встречаются символы жизни — печь с пирожками, яблоня с лесными яблоками. Впереди река с кисельными берегами (кисель — ритуальное поминальное блюдо), разделяющая два мира. Героиня находит братца в избушке Бабы Яги — еще одного мифологического персонажа, живущего на границе двух миров. Испытания предков героиня выполнила, вместе с братом вернулись в мир живых. Печь, в которой укрывались дети на обратном пути, символизирует их перерождение, а яблоко — мудрость.

Сказки про Бабу Ягу

В волшебных историях ей часто дают злую роль, она живет на окраине мира в хижине на куриных ножках. Между тем, никому зла не делала. Откуда эта героиня появилась в славянских сказаниях, филологи до сих пор точно не знают. По одной версии Баба Яга в мифах — посредник между живыми и мертвыми. Ее хижина открывает двери в другое измерение («Хижина, хижина, повернись ко мне лицом»).

Кстати, курьи ножки — не куриные лапы. Путаница возникла из-за глагола «куриться» — дымиться. Баба Яга пыталась посадить детей на лопату и отправить в печь. Такой обряд действительно существовал в Древней Руси, назывался перепечение — ритуал исцеления слабых и болезненных детей. Печь, куда клали младенца, естественно, была остывшей. Считалось, что ребенок как бы рождался заново, выздоравливал. По другой версии, Баба Яга — молодая и прекрасная богиня Иогиней, она ездила по миру и собирала детей-сирот, чтобы посвятить их богам, сделать из них жрецов.