В кого ты такая тупая?: ученые выяснили, как оскорбления влияют на детскую психику

В кого ты такая тупая?: ученые выяснили, как оскорбления влияют на детскую психику

02.10.2023 Barbara
«В кого ты такая тупая?»: ученые выяснили, как оскорбления влияют на детскую психику
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В момент злости или грусти многие из нас в сердцах говорят вещи, которые мало имеют отношения к правде или к тому, как мы на самом деле думаем. Это происходит гораздо чаще, чем мы думаем — новое исследование показало, что родители довольно часто говорят детям неприятные вещи, не задумываясь о том, что в этот момент чувствует ребенок и к каким негативным последствиям это может привести.   

Исследование было проведено благотворительной организацией Words Matter, занимающейся проблемой вербального абьюза. Согласно полученным ими данным, двое из пяти детей регулярно подвергаются словесным оскорблениям. Чаще всего абьюзерами выступают родители, учителя и опекуны. 

Слова и фразы вроде «глупый» и «мне за тебя стыдно» оказывают долгосрочное негативное влияние на психическое здоровье ребенка. Исследование также показало, что ободряющие фразы, такие как «я горжусь тобой» и «я верю в тебя», наоборот, оказывают положительное влияние. 

Сотрудники благотворительной организации опросили более тысячи детей в возрасте от 11 до 17 лет, выясняя, подвергались ли они или кто-то из их знакомых словесным оскорблениям со стороны взрослых. К таким оскорблениям исследователи отнесли все слова и фразы, направленные на то, чтобы обвинить или унизить ребенка. 

«В кого ты такая тупая?»: ученые выяснили, как оскорбления влияют на детскую психику
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Результаты показали, что 41% детей подвергаются словесным оскорблениям со стороны взрослых, которые они заботятся. Больше половины этих детей (51%) слышали оскорбления и уничижительные высказывания в свой адрес еженедельно, а 10% из них — каждый день. Две трети детей сообщили, что эти слова заставляют их чувствовать себя грустно и подавленно. 

«Эти цифры не удивляют. Мы все говорим вещи, о которых сожалеем, но когда эти слова говорят детям, это влияет на всю их последующую жизнь».

Эшли Кипнесс

Доктор психологических наук

Многие дети испытывали грусть, депрессию и унижение. При этом ободряющие и позитивные слова взрослых поднимают детям настроение и укрепляют уверенность в себе. 

Исследователи поговорили и с родителями об уничижающей лексике, которую они используют в разговорах с детьми, находящимися под их опекой. Ни одному из родителей не понравились результаты исследования, но многие из них почувствовали вину, стыд и грусть. 

«Взрослые говорят все это из-за разочарования или гнева, не осознавая, какое влияние они оказывают на детей», — говорит доктор Кипнесс. «Они не желают обидить или расстроить ребенка, это их способ выразить собственные эмоции». Часть родителей заявила о том, что сожалеют о словесных оскорблениях, и хотели бы повернуть время вспять, чтобы не говорить этого. Однако, несмотря на это, более половины детей заявили, что по их мнению, оскорбления были произнесены намеренно, с целью задеть их чувства.

«Что интересно: когда мы говорили со взрослыми, оказалось, что они сами прекрасно помнят все те слова, которые говорили им, пока они росли: и те, которые поддерживали их, и те, которые пытались унизить».

Джессика Бонди

Руководитель благотворительной организации Words Matter

«В кого ты такая тупая?»: ученые выяснили, как оскорбления влияют на детскую психику
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Как родители могут изменить ситуацию?

Родители тоже могут чувствовать себя плохо, и сожалеть о тех словах, которые они сказали детям, однако, это все равно пагубно влияет на детей. Взрослым необходимо осознать силу языка и того, как их слова влияют на их детей. 

Осознанность — ключевой момент в предотвращении случайных оскорблений. «Взрослым необходимо заботиться и о себе, что включает работу над регуляцией собственных эмоций», — говорит доктор Кипнесс. 

В трудный момент хорошей идеей будет просто промолчать, а не говорить первое, что придет на ум. Джессика Бонди рекомендует выполнять следующие действия: остановиться, подышать, подумать и только потом говорить что-то ребенку. Вы можете сообщить ребенку, что вам нужно немного остыть, чтобы с холодной головой вернуться к тому, что вы с ним обсуждали. Потратьте время на то, чтобы подумать о том, что вы собираетесь сказать. Когда вы почувствуете, что готовы спокойно взаимодействовать, можете продолжать диалог с ребенком. 


Источник