
В кино про отношения с матерью: шесть фильмов для тяжелых размышлений.
15.01.2024Психолог-практик, гештальт-терапевт Ирина Парфенова советует фильмы для знакомства с темой взаимоотношений матери и ребёнка.
1. «Притворство» (2019)

Рассказ о матери с синдромом Мюнхгаузена и её девочке, якобы страдающей от тяжелой болезни. Сюжет основан на фактах. Хороший пример непростого отделения ребёнка от матери. Мать заботится о дочери, но забота служит средством удовлетворения собственных потребностей. Ребенок – смысл жизни. Связь с матерью – клетка для ребёнка.
В каждом возрасте человек имеет свои потребности и задачи. Удовлетворение этих потребностей формирует ценный навык, который пригодится в дальнейшей жизни. Так постепенно развивается эмоциональная зрелость. Ребенку нужна поддержка двух процессов, которые идут параллельно: формирования привязанности и сепарации. Сепарация – это процесс отделения ребенка от матери, а потом и от обоих родителей. В сериале показан пример того, как мать поддерживает привязанность и замедляет процесс сепарации.
В период формирования привязанности ребенок ориентируется на родителей и адаптируется к условиям, которые они создают. Это обеспечивает его выживание. Родитель в это время идеализирован: девочка не может критично оценить поведение матери, ее нормы становятся нормой для нее. По мере взросления у девочки возникают новые потребности: она стремится к общению со сверстниками и задумывается о романтических отношениях.
Родителям важно поддержать любопытство ребенка, позволить исследовать мир без запугивания и угроз, принять его таким, какой он есть, верить в то, что он хорош. Когда эти потребности удовлетворены, ребенок учится быть автономным и развивает самоконтроль. В сериале мать не справляется с этими задачами. Девочка оказывается в полной зависимости от матери, ее картина мира далека от реальности. Чтобы отделиться от родителя, ей нужно пойти на крайние меры. А когда она оказывается «на свободе», то настолько не приспособлена к жизни, что жизнь возвращает её в привычную несвободу — в тюрьму.
2. «Энн» (2017)

История девочки демонстрирует нарушение привязанности. У неё уже был опыт оставленности — родители погибли, и она оказалась в приюте. Этот опыт оставил след в её сознании. Как человек с травмой привязанности, девочка испытывает неуверенность. Её мучают сомнения: «Нужна ли я? Желанна ли я?». Она стремится к близости, но одновременно боится отвержения.
Энн переживает отвержение приемной семьей, пережить это становится для неё болезненным испытанием. Но затем семья старается найти общий язык с девочкой, учится понимать её и в конечном итоге дарит ей новый опыт отношений, где Энн чувствует себя принятой, любимой и ценной.
Фильм дарит свободу выражать мысли без страха осуждения и находит общий язык с теми, кто привык скрывать свои чувства.
3. «Пианистка» (2001)

Кинолента повествует о сложных отношениях с матерью и трудностях отделения от неё. Главная героиня испытывает желания, однако пространства для их реализации у неё нет. В отличие от сериала «Притворство», где мать проявляет токсичный уход, в данном фильме женщина выступает властной, контролирующей и открыто агрессивной.
Фильм ясно демонстрирует влияние отношений с матерью на построение связей с потенциальным партнером по садомазохистическому сценарию.
Предоставлен пример дезорганизованной привязанности, которая формируется из-за постоянного запугивания и подавления. Непрекращающиеся конфликты, физическое насилие и угрозы — обыденность для героини.
С матерью связывает неустойчивые и небезопасные отношения. На один и тот же поступок может реагировать побоями, игнорированием или провокацией на повторение. Такое двойственное и конфликтное поведение формирует у героини сложное отношение к матери – любовь и ненависть сосуществуют одновременно. Подобное амбивалентное отношение складывается и к окружающему миру.
4. «Похороните меня за плинтусом» (2008)

Кинолента выступает как образец семейного насилия. Бабушка не доверяет своей дочери в вопросах воспитания внука. В то же время она лишает уважения его личности, проявляя унижение, оскорбления и агрессию в словах. Ребенок формирует негативное отношение к себе и утрачивает веру в свои возможности.
Мальчик не чувствует себя в доме спокойно и безопасно. Здесь ему больно и страшно. Ему приходится постоянно быть настороже, готовясь к конфликту с бабушкой.
Бабушка не признаёт ответственности за поступки. Вместо этого предпочтет возложить её на других. Ребенок, вырастая в таких обстоятельствах, часто испытывает чувство вины, сомневается в себе, имеет трудности с осознанием собственных желаний, ему сложно доверять другим и строить близкие отношения.
5. «Тоня против всех» (2017)

Фильм основан на реальной истории американской фигуристки Тони Хардинг. Мать героини является примером нарциссического родителя. Она требует от дочери результатов, но не интересуется её желаниями и переживаниями. Воспринимает дочь как продолжение себя. Ребенок предназначен исполнить неосуществлённые мечты, желания и фантазии матери. Чтобы заслужить любовь матери, девочка проводит жизнь в изнурительных тренировках.
Фигуристка переносит отношения с матерью на свои отношения с партнером. Главный персонаж выходит замуж за человека, который ее бьет, потому что считает себя недостойной лучшего из-за привычки к абьюзу со стороны близких.
6. «Мамочка» (2014)

Фильм Ксавье Долана повествует о его отношениях с матерью. Героиня, вдова Диана, забирает из интерната сына-подростка Стива, чтобы начать новую жизнь. У Стива есть один недостаток — он склонен к импульсивным вспышкам гнева. В семье накаляется атмосфера, пока не появляется скромная заикающаяся соседка Кайла.