
Упражнения для улучшения памяти: пять простых шагов к концу рассеянности.
12.01.2024
Забыл поздравить маму. Дома остался кошелек. «Старость – не радость» – говорите вы. А разве все дело в возрасте? Почему память так избирательна и как расширить ее пределы? Поговорим об этом с экспертами.

Владимир Захаровмедицина
Доцент кафедры неврологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова.

Оксана Лысенкопсихология
Специалист по психологии, создатель курса повышения способностей к запоминанию в столичном центре НЛП.
Попробуйте вспомнить день накануне позавчерашнего. Не о том, что приятно запомнилось, а о каждом шаге от постели до постели. Это оказывается сложнее, чем кажется.
Память преподносит много загадок и иногда играет с нами злыми шутками. В чем же причина, что стихотворение на страницу вы учите за полчаса, а английский не двигается с места уже год? Или как получается запоминать лицо каждого встречного, а номер своего мобильного до сих пор диктуете по бумажке? Конечно, с такими причудами можно мириться, но в иные моменты хочется почувствовать себя круглым отличником. С возрастом возникают совсем другие вопросы: неужели после 30 лет умственные способности начинают угасать, а в конце туннеля нас ждет беспросветная деградация? На счастье память можно и улучшить, и сохранить.
Тут помню, тут не помню
До мозга нейрофизиологи добрались недавно, поэтому белые пятна ещё много. Но точно известно, что память бывает кратковременной и долговременной. «Кратковременную память можно сравнить с оперативной памятью компьютера, где обрабатывается только текущая информация, — объясняет Владимир Захаров, профессор кафедры нервных болезней Первого Московского медицинского государственного университета имени И.М. Сеченова. — Её объем ограничен формулой „7 плюс-минус 2 структурные единицы“. Это значит, что среднестатистический человек может одновременно думать о 7 вещах, более одаренный — о 9, а менее способный — о 5. Долговременная память больше напоминает жесткий диск, где оказывается все, что было когда-либо усвоено. Из этого хранилища мы периодически выуживаем нужную информацию и переносим её в оперативную память для решения поставленной задачи».
Человеческий мозг не может сохранять сто процентов новой информации. Наш предел — не более сорока процентов. Но чем больше знакомых фактов присутствует в тексте, тем эффективнее усвоение нового материала. читая книгуПовторяя учебник все время, мы увеличиваем количество запомненного.
Подобных пределов долгосрочной памяти нет, но это не означает, что туда фиксируется вся полученная информация. «Информация воспринимается осознанно и бессознательно, — утверждает Оксана Лысенко, психолог, автор тренинга по развитию памяти в московском центре НЛП. — В первом случае мы будто отмечаем знания бирочками и при необходимости можем извлечь их из „хранилища“ усилием воли, а то и вспомнить источник. Бессознательно усваивается куда больше информации, но доступна она лишь интуиции, поэтому пользоваться ею умеют не все».
Пять каналов

Человек постигает окружающий мир посредством пяти органов чувств. В нейропсихологии выделяют три вида памяти: зрительную, слуховую и двигательную (осязательную или кинестетическую). Возможен также существование вкусовой и обонятельной памяти. Наилучшим образом мы воспринимаем визуальные образы, так как 80% информации поступает через глаза.
По слуху, обонянию, осязанию и вкусу доверяем недостаточно часто. «Иногда взрослые при изучении иностранного языка используют те же методы запоминания, что и в школе, — говорит Оксана Лысенко. — Например, многие относятся к аудиокурсам с недоверием, так как считают: если не записать все новые слова в тетрадь, запомнить ничего нельзя. Но непривычные способы могут быть эффективнее старых — главное, выйти за рамки привычного».
От каждого по способностям
Ученые различают пять видов памяти, в то время как обыватели делят ее на две категории: хорошую и плохую. Чтобы понять эту несправедливость, необходимо ответить на более фундаментальный вопрос: почему одни люди обладают высокими познавательными способностями, а другие нет? определяют в первую очередь гены— говорит Владимир Захаров. — Но многое зависит и от того, как прошли первые годы жизни. Если в раннем детстве пищи для ума хватало, пядей во лбу будет предостаточно. Если это время упустить, расцвести талантами вряд ли получится.
«С возрастом механизм памяти видоизменяется, однако на конечный результат это не влияет,— объясняет Владимир Захаров. — Безусловно, быстрота реакции притупляется. Уменьшается и способность поддерживать активную умственную деятельность длительное время. Так, если сын за ночь перед экзаменом способен выучить весь курс лекций, его отец с задачей уже не справится. С годами нарушается также способность делать несколько дел одновременно, то есть работать с разными источниками информации сразу. Но безвозвратно утерянные дары молодости с лихвой компенсирует опыт и житейская мудрость. Взрослый человек достигает той же цели, но гораздо меньшими усилиями, потому что умеет эффективно распоряжаться своим временем и расставлять приоритеты».
«Ученые установили, что при хорошей физической форме пик активности мозга приходится на 60 лет, — отмечает Оксана Лысенко. — Хотя нейроны не восстанавливаются, соединяющие их отростки растут всё время. Соединяясь, эти отростки образуют синапсы. Чем больше синапсов, тем лучше развит мозг. Следовательно, с возрастом задачи решаются эффективнее, а нужная информация извлекается из памяти быстрее».
Мы можем ощутить образование синапсов физически: когда кажется, что «мозг закипает», становимся мудрее. Связи между нейронами образуются при интеллектуальной работе: делаем открытия, решаем задачи, играем в шахматы, разгадываем кроссворды, учим языки, смотрим передачи на познавательные темы. В этом направлении дорога открыта каждому.
Граница дозволенного

Каждый хотя бы раз в жизни жалуется на память, а близкие готовы предъявить ей множество претензий. По каким же критериям можно оценить наше психическое состояние? Нарушения памяти бывают настоящими и мнимыми. Мнимые связаны с ложной теорией, предложенной Платоном и популярной до прошлого века. Он полагал, что память — это бесконечная восковая пластина, на которой всё увиденное и услышанное отпечатывается навсегда.
Для познавательной деятельности необходимы организация труда, мотивация и усилие, — говорит Владимир Захаров. Память, как и решение математической задачи, всегда подразумевает активную работу. Не получится прочитать условия и сразу выдать ответ. Нужно подумать, сосредоточиться, применить знания — совершить интеллектуальную работу. Пока ученые не научатся вшивать нам чипы с «Википедией», придется напрячься для запоминания чего-либо. Чтобы знания сохранялись, нужно соблюдать правило: «Повторение — мать учения». Наукой доказано: каждый раз, когда читаем знакомый текст, связи между нейронами укрепляются, нервные импульсы проходят по ним быстрее, поэтому информация запоминается прочнее.
На курсах скорочтения главная трудность — бросить мысль о том, что это невозможно.
Если конкретного навыка у вас нет, это не означает, что его не владеют другие люди. Если это возможно для человека, то и вам под силу!
Заболевания, вызывающие настоящие нарушения памяти, обычно развиваются после семидесяти лет. Самой частой причиной таких нарушений является болезнь Альцгеймера. В отличие от проблем с движением, проблемы с памятью лишают пациента человеческого облика, так как он утрачивает способность к высшей мозговой деятельности. На первом месте среди факторов риска — преклонный возраст, на втором — генетическая предрасположенность, на третьем — сердечно-сосудистые заболевания и травмы головы. Курение, употребление алкоголя и малоподвижный образ жизни заметно снижают шансы на сохранение ясной памяти.
До 70 лет обращать внимание стоит только при проблемах с памятью о недавних событиях. Если вспомнить вчерашнее посещение подруги затруднительно, лучше обратиться к врачу. Забыть запланированное из-за усталости или волнения – обычное явление.
Оперативная память загружается не только заботами о текущих делах, но и переживаниями, особенно во время стресса. В таких ситуациях эмоции могут помешать вспомнить выключить утюг или поздравить супруга с днем рождения, отмечает Оксана Лысенко.
Страх и предубеждение
Влияние на память оказывают не только стресс и усталость. Иногда мы, осознанно или бессознательно, считаем определенную информацию излишней и препятствуем её запоминанию. чисто психологические причиныЕсли есть стремление изучать генеалогию рода Романовых, но это не удаётся осуществить, то виной тому могут быть страхи и предрассудки.
«Человек устанавливает себе: «Не смогу запомнить», — говорит Оксана Лысенко. — Либо потому, что слишком сложно, либо потому, что в голове не поместится. Часто страх не запомнить и стыд чего-то не знать приобретаем благодаря школе. Постоянный акцент на ошибках и карательная красная ручка воздвигают психологические барьеры, о которые мы продолжаем биться и во взрослой жизни. «Многие учителя берут на себя ответственность за обучение, а ответственность за мотивацию полностью перекладывают на ученика, в то время как все должно быть наоборот, — добавляет психолог. — Если столкнулись с такой проблемой, важно про себя это знать и сделать соответствующие выводы».
Забыли важное? Вернитесь туда, где оно возникло: в комнату для сна, на кухню, в рабочее место. Этот способ «пространственных привязок» был популярен и у наших предков.
Иногда стремление к совершенству мешает нам. четверкам радоваться неприлично— Привычка наказывать себя за то, что максимум не достигнут, отбивает всякую мотивацию. Любая цель в конце пути обещает нам удовольствие, но, если мы знаем, что нас ждет печаль, вкус к жизни теряется — продолжает Оксана Лысенко. Важно разрешить себе право на ошибку и не бояться сделать первый шаг. Есть вещи, которые можно осознать только на личном опыте. Когда мы понимаем, что только что поняли фильм на английском, не читая субтитров, становится ясно: в этом мире возможно все.
Полезные советы

1. Один из самых простых способов улучшить памятьРазвить синестезию. Эта способность использовать сразу несколько систем хранения информации, за которые отвечают пять органов чувств, позволяет «склеивать» образы разного порядка. В качестве тренировки представьте, какого цвета у вас города, в которых вы побывали, или каковы на вкус 33 буквы русского алфавита.
2.Во время прогулки можно выполнить упражнение «мгновенное фото». Остановитесь, поверните голову вправо, закройте глаза и опишите увиденную картинку. Откройте глаза и проверьте, что не попало в фокус. Затем поверните голову влево и сделайте второй «снимок». Уже через две недели восприятие и внимание обострятся.
3.В игре с спичками следует придерживаться правила «7 плюс-минус 2». Начинайте с пяти спичек: сожмите их в кулак, бросьте на стол и за 3−5 секунд запомните образовавшийся узор. Затем прикройте рисунок бумагой и воспроизведите его по памяти. Если не помните местоположение некоторых спичек, полагайтесь на интуицию. Достигнув максимума – девять спичек – раскрасьте их разными цветами, повысив сложность игры.
Участвуя в изучении иностранного языка, определённые цели помогут в достижении результата. Для общения на ресепшн достаточно трёх месяцев практики с учебником, для работы за границей — двух лет, а для профессии переводчика необходима учеба в языковом вузе.
4.В произведениях Моцарта много звуков в диапазоне 5000−8000 герц, оказывающих благотворное влияние на мозг. Диски можно воспроизводить как во время занятий, так и после них для восстановления сил. Если классическая музыка не по душе, слушайте биение метронома с частотой 1 удар в секунду. Уже через 4 минуты вы погрузитесь в состояние альфа-ритма и сможете запоминать на 25% больше информации, чем обычно.
5.Мы не можем контролировать возраст и генетику, но забота о здоровье сердечно-сосудистой системы в наших руках. Защититься можно спортом и здоровым образом жизни. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы нарушается кровообращение, что может привести к инсульту (инфаркту мозга). После инсульта участки мозга погибают из-за кислородного голодания. Такие инсульты вызывают нарушения памяти.