Спорт: победа или риск для детства?

Спорт: победа или риск для детства?

31.07.2024 Alina
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В наше время родители часто стараются. сделать из своих детей чемпионов.Даже если детям это вовсе не нужно, родители могут игнорировать то, что детство ребенка проходит несчастливо или совсем неудачно из-за вечной гонки за медалями. Разве ради этого нужен спорт? Он должен приносить радость и пользу, а не становиться источником стресса и травм.

Рассмотрим особенности детского спорта вместе с Аллой Филиной — автором книги «Выживет сильнейший? Как избежать физических и психологических травм в детском спорте», профессиональной спортсменкой, футбольным тренером с лицензией UEFA и матерью особенного ребенка.

Алла ФилинаСпорт

Она – спортсменка, тренер по футболу и выступает на площадках TEDx.

Цель — обеспечить ребенку благоприятные условия для гармоничного и счастливого развития. Причина проста: ни для ребенка, ни для взрослого не самое худшее — это непонимание происходящего.

Хороший тренер: как выбрать?

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Главная педагогическая миссия тренера— обогащение представлений ребёнка о мире. Тренировщик должен продемонстрировать, что помимо футбола или другого вида спортаЕсть еще школа, семья и сама жизнь. Поражения — это этап на пути к большой победе, и необходимо уметь наслаждаться настоящим моментом, а также относиться к неудачам как к части процесса.

По ряду признаков можно выделить грамотного тренера.

  1. Тренировка — не просто беготня, а процесс с определённым результатом. Родитель, интересующийся тем, что происходит на тренировке и почему именно так, может оценить компетентность тренера. Образованный педагог ясно разъяснит структуру процесса и цели занятий.

  2. Обратите внимание на стиль общения тренера во время занятий и в общении с окружающими. Важно, чтобы речь была корректной, а не содержала агрессивные выражения. Если тренер убежден, что без криков и грубости воспитанник не достигнет успеха, лучше найти другого специалиста.

  3. Важно обращать внимание на то, как ребенок отзывается о тренировках, насколько ему там хорошо. Необходимо проверить, не подавлен ли ребенок. Рекомендуется посетить первые тренировки и понаблюдать за процессом.

  4. Если тренер кричит, использует физическое насилие или не останавливает травлю, ребенка к нему лучше не води.

  5. Обратите внимание на оценку своих услуг тренером. В государственных школах (гимнастика, фигурное катание, хоккей и др.) аренда спортзалов или катка, услуги тренера бесплатны. Если ребенок посещает платную секцию, внимательно изучите договор. Если требуют сумму сверх той, что указана в договоре, это незаконно.

Тренер — человек, поэтому важно с ним познакомиться и почувствовать удобство в общении. Как выбираем друзей или партнеров, так и здесь важно мгновенное ощущение комфорта с человеком, тренирующим ребенка. В противном случае возможны многочисленные конфликты.

А что же родители?

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Их вклад в этот процесс колоссален. Во время спортивной подготовки спортсмен растет как личность. Родитель — единственный человек, несящий ответственность за это. Либо вы с тренером работаете сообща ради ребенка, либо каждый из вас действует независимо (такое встречается часто).

Родитель обеспечивает безопасность ребёнка, являясь гарантом его защиты и защитой от возможного негативного влияния тренера, каким бы авторитетным он ни был. Родитель – опора для ребёнка, которая должна поддерживать его во всех ситуациях.

Родители должны защищать своего ребенка, заботиться о его благополучии и обеспечивать безопасность, включая эмоциональную. Для этого родителям важно быть внимательными к взаимоотношениям между тренером и ребенком в их отсутствие.

Разрешите ребенку выбирать

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Одной из главных ошибок родителей является давление на ребенка. Не нужно принуждать его тратить все свободное время на футболе, если его душа лежит в другом направлении.

Кто-то любит хоккей, а кто-то не мыслит свою жизнь без танцев. Дайте ребёнку свободу выбора.

Когда ребёнок часто заявляет о желании заняться другим видом спорта или секцией, меняя увлечения через несколько месяцев, что делать?

«Это совершенно нормально, — говорит психолог Марфа Бусева. — Он попробовал, знает, что есть еще что-то интересное, теперь хочет попробовать другое. Если ребенок два месяца проходил, и эта история повторяется, скорее всего, это история про то, что его не удерживают в секциях. Возможно, он сталкивается с первыми сложностями и уходит. Сначала ему интересно в новом месте, но в любом деле нужно прилагать усилия, что-то отрабатывать. За два месяца чемпионом не стать. У такого ребенка могут быть сложности с отработкой и с рутиной. Ему хочется, чтобы сразу было классно, ему сложно прилагать усилия. Тогда он скорее всего бросает не только секции, скорее всего, плачет и злится, когда у него трудности в учебе, в настольных играх, везде».

Ребенок может быть очень активным, ему интересно многое, и он действительно старается примериться. С таким ребенком можно договориться заранее о более длинных сроках: «Слушай, это футбол, и через два месяца не будет понятно, насколько это классно и чему ты научился. Если ты ходишь на футбол, давай решим, что ты сюда ходишь полгода, а потом решаешь, продолжать или нет».

Источник:
Novikov Max

Я считаю, что важна работа тренера. Тренер разбирается в этом процессе, объясняет ребенку словами, чтобы тот понял, что этот процесс длительный. Спорт — дело, которое постигается не за два месяца. Я могу прийти на баскетбол, у меня рост полтора метра, мне сразу мячом по голове попали, девочки надо мной посмеялись, и я понимаю, что это не мое.

Цитата из книги Аллы Филиной «Сила и здоровье: как защитить детей от рисков в спорте».

Адекватные нагрузки

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Следует обеспечивать ребенку правильное распределение нагрузки, оставляя достаточное время для отдыха и других детской деятельности. Рекомендации по видам и интенсивности нагрузок различаются в зависимости от возраста.

Рекомендуется проводить занятия два-три раза в неделю для детей от трёх до шести лет. Для более старших детей, стремящихся к успеху в соревнованиях, количество тренировок можно увеличить до четырёх-шести раз в неделю, но не за счёт отдыха и учёбы. Следует обратить внимание, справляется ли ребёнок с таким темпом.

Физиотерапевт Роман Пчелинцев указывает, что детям 6-10 лет следует научиться уверенно и быстро бегать, прыгать, правильно приседать, безопасно опираться на руки, контролировать осанку, бросать и ловить мяч, развивать координацию и ловкость. В период пубертата рекомендуется общая физическая подготовка, силовые упражнения, развитие выносливости.

Лучшие занятия с детьми — подвижные игры на свежем воздухе: в парке или на площадке для спорта. Походы длительностью 2-5 километров с едой также подойдут. Домашние упражнения тоже могут быть полезны, если родитель устанавливает регулярность и контролирует ее выполнение.

Много секций входят в понятие адекватной тренировки для ребенка: лёгкая атлетика, игровые виды спорта, единоборства, скалолазание и преодоление препятствий OCR. До пубертата важно достаточное количество общей физической подготовки и игр. В пубертате можно развивать все качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость, — добавляет Роман.

Ребенок — это отдельный человек

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Родители и наставники — должны дарить ребёнку позитивные эмоции и веру в себя. Оскорбления и гневные крики способны разбить маленькую личность.
Поддерживайте ребенка в его стремлениях, хвалите за старания и достижения.

Полюбите своего ребенка как личность с собственными желаниями, интересами и потребностями. Помогите ему их понять и воплотить, а не используйте его для достижения собственных целей.

Реалистичные ожидания

Источник:

Freepik.com

Необходимо быть реалистичным в ожидаемых результатах от занятий ребенком спортом, не требовать невозможного и не чрезмерно стараться. Не все дети станут чемпионами, это нормально. Нужно поощрять усилия и прогресс, а не только конечный результат. Похвала и признание маленьких успехов помогут сохранить любовь к спорту. Иногда стоит признать, что ожидания тренера и возможности ребенка могут различаться, и это нормально.

По словам Аллы Филиной, главное — то, что происходило в игре, важно было наличие радости. Каждый ребёнок — самостоятельная вселенная, и задачей взрослых является содействие раскрытию этой вселенной, а не её разрушение.

Филина А. С. Кто выдержит испытания? Как предотвратить физические и психологические травмы в детском спорте.

КУПИТЬУзнать ценуРеклама. ООО «Яндекс»