Начался учебный год, а с ними извечные проблемы. Одна из них — дежурство в школе. Могут ли учителя привлекать ребенка к уборке в классе и есть ли от этого польза?
Так, на днях в родительском сообществе Momshare одна из мама пожаловалась на школу своего ребенка.
«Начальная школа и дежурство в классе. Что у вас входит в понятие „дежурство“? Третий класс, Россия, Сибирь. В прошлом году только стулья поднимали за собой и доску протирали. В этом году внезапно еще и подметают пол. А что дальше? Туалеты с хлоркой мыть? Пытаюсь понять, не обнаглела ли школа», — пишет Екатерина.
Тема оказалась актуальной. Споры в комментариях разгорелись серьезные. Вот что думают по поводу дежурств другие родители:
Мнения за:
«В чем паника? Мы в наше детство тоже дежурили. Мальчики снег помогали дворнику убирать. Сейчас сын в 11 классе. И в столовой дежурит, и на этажах, не вижу ничего плохого», — пишет Юлия.
«В советское время на территории СССР в школьную программу входило трудовое воспитание. Детям удавалась почувствовать себя, свои силы, развить эмпатию и уважение к своему делу и труду другого человека, ценить и заботиться о том месте, в котором они находятся, — пишет мама Ксения. — Кстати, система Монтессори и Вальдорфская школа подразумевает, что уборка развивает навык самостоятельности. Сейчас, на протяжении многих лет очень мало уделяют время и места воспитанию самостоятельности через труд.
Дети становятся потребителями, мало умеют проявлять заботу, выполнять простую помощь по дому. Поэтому формирование самостоятельности запаздывает».
«Ничего ужасного в этом не вижу! — считает Олеся. — Я проработала учителем более 16 лет. В моих классах дети всегда убирали, составляли список дежурства, и каждый ребенок 2-3 раза в месяц дежурил. Мы с родителями покупали нормальные швабры, веники и прочие аксессуары для уборки. Родители благодарили, говорили, что дети научились убирать именно в школе. Зато я точно знаю, что мои дети (все мои ученики) знают цену своего и чужого труда. Кстати, коллективный труд — самый лучший способ сплотить детей».
«В Японии — это норма. Ничего не вижу плохого в том, что с раннего возраста дети учатся следить и заботиться о том пространстве, где проводят много времени, — говорит Наталья. — Я работала в Вальдорфской школе в Германии. Там забота о своем классном помещении — обязанность школьников. Естественно, требуется по возрасту и силам. Но это важный педагогический аспект».