
Развитие ребенка к полугоду
25.11.2024
В первый год жизни ребенок непрерывно растет и развивается, быстро осваивая новые навыки, которые родителям бывает сложно заметить вовремя. Каждый малыш переходит на новый этап развития с разной скоростью, но существуют возрастные нормы, указывающие на благополучие ребенка. Врач-педиатр рассказал Parents о навыках, которые должны появиться у малыша к шести месяцам, и о тревожных сигналах, требующих внимания.

Оксана Мурзина
Врач-педиатр высшего класса из АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), участник Союза педиатров России.
К шести месяцам ребенок становится более активным, изучает мир и взаимодействует с ним. В этот период у него могут появиться новые навыки физического развития, которые обозначат важный этап в его жизни. Многие дети к полугода предпринимают первые попытки сесть или ползти.
Зрение младенца улучшается, из-за чего реакция на игрушки и происходящее вокруг становится более активной. Движения приобретают ясность и плавность. Прибавка веса к шести месяцам замедляется, но если масса тела ребенка попадает в нормы по таблице, вас не должно это беспокоить.
При нормальном развитии у младенца прирост веса в возрасте от 3 до 6 месяцев составляет 600 граммов ежемесячно (или около 20 грамм ежедневно). Важно также обращать внимание на появление зубов. В большинстве случаев молочные зубы начинают прорезываться в период с трех до восьми месяцев жизни и заканчивается к трем годам. Однако встречаются случаи, когда дети рождаются уже с одним или двумя зубами, а иногда зубки могут появиться в первые недели жизни.
К шести месяцам малыш способен отвечать на собственное имя и испытывает особую радость при встрече с мамой и близкими людьми.
Что умеет ребенок в шесть месяцев
Стоит на четвереньках и ползает

Попытки ползать часто напоминают привычку вставать на четвереньки, раскачиваться и делать покачивающие движения, во время которых происходят первые неуверенные «шаги». Ребенок может стараться ползти по-пластунски, отрывая лишь плечи от пола. Он может двигаться как вперед, так и назад, не поднимая живота. Также малыш может переворачиваться с живота на спину и обратно или крутиться по кругу, лежа на животе и перебирая руками-ногами.
Не спешите учить ребенка ходить по-четвероногому — мышцы должны окрепнуть. Вы можете помочь малышу принять стойку на четвереньках: сверните одеяло в валик и подложите под живот. Ребенок самостоятельно постарается занять более устойчивое положение, уперевшись коленями и руками в пол.
Пытается садиться

К шести месяцам многие малыши пробуют садиться. Если ваш ребенок этого ещё не делает — не торопите его. Некоторым требуется больше времени для освоения данного навыка. Наследственность может быть нормальной причиной задержки. Чтобы малыш правильно сидел, помогайте ему принять нужное положение, но только после того, как он научится держать голову. Не присаживайте ребенка самостоятельно, если он к этому не готов. Однако можно чаще его носить на руках, чтобы привык длительно удерживать спинку и голову в вертикальном положении.
Если ребенок уже начал садиться, поначалу не стоит сильно напрягать позвоночник и мышцы. Следите за тем, чтобы ребенок не сидел слишком долго, и укладывайте его на живот среди игрушек, широко разложив их, чтобы стимулировать навык ползать. Когда ребенок сидит, старайтесь поддерживать его за счет спинки стульчика для кормления или коляски, наклоненной под углом 70 градусов. Поначалу малыш сидит неуверенно, часто заваливается на бок, может даже падать, поэтому лучше подложить сбоку и под спину подушки.
Некоторые дети этого возраста также пытаются вставать на ноги у опорыПри достаточном развитии мускулатуры ребенок самостоятельно будет совершенствовать этот навык, увеличивая каждый раз время пребывания в этом положении. В период обучения важно создать безопасную среду: не оставлять ребенка без присмотра, подкладывать подушки для амортизации, поднять максимально бортик кроватки. Если ребенок еще не встает на ноги самостоятельно, не торопите события.
Уверенно удерживает предметы

Через шесть месяцев ребенок крепко сжимает округлые предметы, нежно берет игрушки и играет с ними продолжительное время. К этому возрасту малыш способен использовать две руки одновременно: например, в левой держит одну игрушку, а в правой — другую.
Ребенок тренирует мелкую моторику и управлял всеми пальцами, кроме большого, который послушный пока не всегда. К шести месяцам малыш лежа удерживает игрушки и перемещает их с одной руки на другую.
Чтобы проверить моторику ребенка, предложите ему третью игрушку в момент, когда у него заняты обе руки. Обратите внимание на его действия: возможно, он попытается взять третью игрушку, не отпуская предыдущие. Если это не получится, ребенок поймет, что нужно освободить одну из рук.
Положите перед ребенком на расстоянии 40 сантиметров яркие, разной формы и текстуры игрушки. Это побудит его переворачиваться, тянуться к ним и хватать. Обеспечьте безопасность игрушек: выберите те, которые легко мыть, так как ребенок часто тянет все в рот.
Проявляет эмоции и лопочет

Через полгода малыш смеется без удержу, поскольку обычно этот навык осваивается в три месяца. Младенец демонстрирует широкий спектр эмоций: удивление, гнев, страх, счастье. Ребенок четко различает людей на «своих» и «чужих» и ярко выражает эмоции, когда посторонние пытаются его взять на руки.
Малыш хорошо реагирует на настроение говорящего, особенно мамы. Строгое обращение заставляет его хмуриться, плакать. Веселое же — улыбки и смех.
В это время малыш интенсивно начинает гулить — это его первая речьРебенок может много бормотать: ааа, ла-ла, да-да и тому подобное. Ему нравится повторять звуки за взрослыми.
Для развития речи ребенка говорите с ним простыми предложениями, сопровождая это мимикой и жестами. Напевайте песенки или читайте стихи.
Полгода — идеальный возраст для занятия пальчиковыми и телесными играми«Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз», «Ладушки» и другие. В сети можно найти варианты игр с простыми движениями пальцами, ладонями и другими частями тела в сочетании с веселыми фразами и прибаутками. Когда ребенок подрастет, начнет их повторять сам.
Что должно насторожить

Если малыш в полгода не совершает некоторые действия, например, не пытается сесть, это не страшно. Многим детям требуется больше времени. Но существуют этапы развития, которые к шестём месяцам должны быть пройдены. Вам следует обратиться к специалисту, если ребенок:
-
Неизменяемо звучит, не варьируя тональности во время издавания шумов.
-
слабо держит голову;
-
Не способен перевернуть или перенести предмет с одного хвата на другой.
-
Не обращает внимания, когда рядом оказываются родительы, раздаются звуки или происходят события.
Если вас что-то тревожит, обратитесь к педиатру. Врач обследует ребёнка и при необходимости направит к неврологу и другим специалистам.