
Развитие математических способностей у детей
08.04.2022
Getty Images
«Я гуманитарий,» — театрально разводит руками сын после получения очередной тройки по алгебре, — «Весь в тебя».
Вспомнил, как лет в три любимая игрушка ребёнка была полна цифр: и на кубиках, и пластиковые, и поролоновые. Гением математики мог бы стать — куда всё делось?
Может ли человек гуманитарных наук стать специалистом в области технологий? Связано ли умение работать с цифрами с генетикой? Развиваются ли математические способности у всех одинаково? Об этом расскажут специалисты.
В каком возрасте целесообразно начинать обучать ребенка математике?

Анна КобецПедагогика
Методист образовательной онлайн-школы Учи.Дома
Для развития математических способностей лучше всего подходит ранний возраст и младший дошкольный период. Важно заметить интерес ребенка к математике и начать его развитие, потому что регулярные занятия — залог успеха во всех начинаниях. Зачастую успешнее добиваются усидчивые дети, которые хорошо учатся, чем те с более развитыми интеллектуальными способностями.
Как проявляются способности к математике?
Прежде всего, любознательность, стремление найти ответ на поставленный вопрос, разобраться в сути явления или проблемы. Важный признак – высокий уровень развития памяти: дети могут быстро и долго запоминать услышанное, увиденное и использовать эти знания по мере необходимости.
Воображение, пусть считается достоянием гуманитариев, также играет важную роль. Ребенок с развитым воображением старается улучшать свои игры, предметы вокруг него, строит и придумывает фантастические миры. Это свидетельствует о его умении представлять пространственные данные, что облегчает решение математических задач в будущем.
Важно!
В работе с дошкольниками обучение должно быть игровым. занятия на свежем воздухе:Найдите три листочка и пять шишек в парке. Это хорошо поможет развивать математические способности. игры: с реальными предметами (Кубики, пирамидки, игра «Ханойская башня», конструкторы. настольные (лото, домино) и даже сюжетно-ролевые («Магазин», «Светофор», «Поваренок»).
Игры на телефоне или компьютереИгры, например, по строительству городов или экосистем при дефиците ресурсов, помогают учить комбинации действий и планирование.
Для школьников подойдут рРазвивающие карты, логические задания и задачи. Настольные и интеллектуальные игры, а также пазлы для детей определенного возраста.
Соревновательный моментУчастие в олимпиадах и математических конкурсах – ещё одно средство для развития математических способностей, поэтому его нельзя игнорировать.

Getty Images
В чем причина того, что школьники постепенно теряют интерес к математике?

Павел БучкоОбразование, математика
Академический директор по математике Skysmart
Многие исследования подтверждают: чем успешнее ребенок постигает математику, тем больше ему нравится эта дисциплина. Противоположное верно: плохие результаты приводят к снижению интереса. Часто складывается ситуация, когда ребенок не усвоил школьную тему, получает низкую оценку, что формирует негативное отношение к математике, из-за чего показатели ухудшаются всё больше. Такой замкнутый круг — и в итоге огромное количество людей считают себя гуманитариями, хотя при других обстоятельствах (и подходе учителей и родителей) могли бы добиться высоких результатов и в естественных науках.
В лучшем случае стоит развернуть эту спираль наоборот. Мы предлагаем задания, которые ученик выполнит успешно, создавая положительное отношение к математике. Заинтересовать его можно с помощью увлекательного материала и подачи. С математикой можно познакомиться с самого раннего возраста, когда ребёнок начнёт считать. Существует множество разнообразных методов раннего дошкольного воспитания. Важно, чтобы процесс доставлял радость.
Что влияет на математические способности детей: наследственность, усердие или своевременное обучение?

Дмитрий КоняевПрограммирование, математика, педагогика
Заместитель руководителя учебного отдела Школы программистов, педагог по математике и анализу данных.
На ранней стадии развития у человека отсутствуют признаки склонности к математике. поскольку нет и так называемого математического склада ума.Этот миф много лет был популярен среди людей.
Незнание математики не превращает человека в гуманитария. Человеком называется гуманитарием, если умеет разобраться в гуманитарных дисциплинах: знает инструменты и умеет интерпретировать явления. Профессионал гуманитарного направления свободно справляется с математическими задачами. Для этого нужно освоить новые методы и подходы к анализу событий. Желание изучать это независимо от начальных установок.
Наследственность склонности к гуманитарным или точным наукам – это миф. Генетические механизмы, возникшие миллиарды лет назад, не могут влиять на понятия, появившиеся в XVI веке. Классификация наук на категории, близкие нам сегодня, произошла именно тогда благодаря философу Фрэнсису Бэкону. Поэтому гуманитарии и технари таковыми являются совершенно не из-за генетических особенностей.
Как развить математические способности?
Развитие математических способностей возможно практически в любой период жизни, и оно следует из самого начала — вопроса «Почему?».
В чем принцип работы этой математической формулы?
— На чём основано функционирование компьютеров, используя нули и единицы?
Развивая у ребенка интерес к вопросам «Почему?» в различных областях, мы способствуем его всестороннему развитию.
Развитие математических способностей предполагает работу с закономерностями, и математика — отличный инструмент для этого. Однако не стоит забывать о других инструментах, таких как формальная логика. Важно помнить, что помимо закономерностей существуют интерпретации. Развитие математических способностей, обычно понимаемых как умение считать, невозможно без развития способностей к интерпретации явлений.

Екатерина РюмцеваПсихология
Руководитель проекта МОРС, заведующий психологической службой ЦПМ, детский психолог онлайн-школы «Коалиция».
Детям необходимо прививать любовь к учебе постепенно, наиболее подходящий возраст для начала – три или четыре года. Отклонение от этого срока не представляет опасности, так как развитие каждого ребенка индивидуально.
Чтобы ребёнку легче было познавать мир математики, важно показывать связи с реальной жизнью. Объясните ему, где применяются точные науки, как они повлияли на развитие общества и создание изобретений, которые когда-то казались невероятными.
Начните с задач на сложение и вычитание, затем добавьте деление и умножение, создавая разнообразные примеры. Покажите ребёнку, как сравнивать числа, и представьте ему геометрические фигуры. Во время прогулок или игр дома попросите ребёнка находить фигуры в окружении и подсчитывать предметы.
Как понять, к какому типу знаний ребёнок склоняется больше — математике или гуманитарным наукам?
Оценить это могут детский психолог или консультант по выбору профессии, а также самостоятельно дома. Нужно понаблюдать за ребёнком и ответить на вопросы теста.
Ребенок получил новую игрушку, как ведет себя с ней?
-
Тщательно изучает, разбирает и собирает заново, с интересом рассматривая каждую деталь.
-
Вкладывает историю в игрушку, знакомит её с другими игрушками, организует взаимодействие между предметами.
Ребенок берет книгу с заданиями и загадками. :
-
С радостью изучает решения, сравнивая разные варианты и комбинации.
-
Производит действия случайным образом, ускоряя обработку коллекций данных.
В обществе других детей ваш ребенок:
-
В поисках развлечений для себя создаёт что-нибудь.
-
Привлекая к себе всех, раздает роли для участия в игре.
Вы ведёте ребёнку сказку.
-
Искать рациональное объяснение для странных событий.
-
Продолжает сюжет, вводит фантастических героев.
Во время обучения ребенок:
-
Работает с трудом при обработке большого объема информации и длинных текстов. Неудобно усваивает большие массивы материала. Предпочитает работу с числами и задачами.
-
С большим интересом изучает гуманитарные науки и сочиняет короткие рассказы.
Когда ребенок дает более одного ответа, это указывает на его склонность к математике, а два ответа — к гуманитарным дисциплинам.