«Ребенку, который не читает, в сложном информационном мире придется очень непросто. Как бы мы не переводили информацию в визуальный контент, большая ее часть к нам все таки поступает в печатном виде. Чтение — основа любого обучения, без него жить невозможно.
Для того, чтобы ребенок читал, вокруг должен быть мир читающий. И тогда будет движение в сторону любви к книгам. Но оно тоже складывается из определенных шагов: от чтения вслух взрослыми детям до правильного расположения книг дома. Чтение — это не кнут, не пряник, и не убеждение. Чтение — это любовь».
Шаг первый: читаем вслух
«Книжная речь должна войти в жизнь ребенка не тогда, когда он сам уже научился читать буквы, а тогда, когда он впервые слышит эту речь из уст родителей, — подчеркивает эксперт. — Это очень важная история. Даже младенец, хоть еще и не разбирает слов, но вслушивается в звучание книжной речи, в эту интонационную составляющую.
Конечно, мы не можем говорить в этом возрасте о понимании текста, но звучание речи очень важно».
Причем, если ребенок уже умеет читать сам, это не значит, что чтение вслух надо прекращать. Это история не о лентяйстве, а о создании семейных традиций. Ведь можно не только читать, но и обсуждать.
«Я знаю родителей, которые читали детям до 5 класса, — говорит Ольга Гвинджилия. — Я всегда говорю, что звучание книги в маминых или в папиных устах, это совсем другое восприятие текста. И когда вы читаете вслух, у вас есть возможность поговорить, обсудить, увидеть, по-другому разложить материал»
Шаг второй: читаем при ребенке
Тоже очень важный момент. Малыш должен видеть, что чтение книг — это так же естественно, как играть в игрушки, общаться друг с другом. Вот он этот «мир читающий» вокруг. А если вы сами смотрите телевизор или зависаете в соцсетях и в этот же момент требуете, чтобы ребенок взял книгу — это неправильно.
Шаг третий: книги в удобном доступе
Ребенок не должен просить маму или папу достать книгу. Он должен иметь возможность в любой момент подойти и взять ее с полки. И тут, кстати, есть хитрость.
«Можно сыграть на том, что запретный плод сладок», — советует Ольга Гвинджилия.
Шаг четвертый: правильно выбираем книги для чтения
По словам эксперта, это самая болезненная тема.
«Мы иногда не понимаем, насколько серьезно изменилось читательское пространство, книжный мир, — сетует педагог. — Как правило, мы несем ребенку то, что мы читали в детстве. Мы же хотим поделиться лучшим. А ребенку это может быть не близко, непонятно. Особенно для первого самостоятельного чтения — правильный выбор невероятно важен. Это может как приблизить к чтению, так и оттолкнуть от него».