Шаг первый: визуализируем план
Мы, взрослые, как правило, держим все свои дела в голове. Но при этом постоянно что-то забываем, поэтому пользуемся «помощниками» — приложениями и ежедневниками. Что говорить про детей, у которых в голове нет никакого плана действий.
«Обязательно нужно составлять план на каждый день: что и в каком порядке мы делаем сегодня вечером, завтра, и так далее, — говорит нейропсихолог. — Вот, например, сегодня вторник. На завтра нужно сделать уроки по расписанию, а еще есть домашнее задание на урок в четверг, нужно решить, когда его лучше сделать. Можно завтра, но завтра тренировка, времени будет мало. Так что лучше сегодня. Все эти моменты проговариваем вслух и записываем. Внешнее планирование пригодится и для взрослой жизни».
На бумаге очень важно отмечать выполненные пункты плана: собрал ранец — жирно вычеркнул пункт, сделал упражнение по русскому — тоже вычеркнул. Всегда должна сохраняться зрительная опора: какой объем работы уже выполнен и сколько еще осталось. Это работает против тревожности и стресса.
Понятно, что с первого раза вряд ли получится. Нужно пробовать, искать варианты распорядка дня, который будет комфортен для ребенка. Один — не сможет делать уроки на голодный желудок, ему сначала надо перекусить. Другой, наоборот, после еды становится сонным и ленивым, значит сначала нужно позаниматься. Общее правило: время для уроков должно быть после отдыха.
Шаг второй: приучаем к самостоятельности
После того как ребенок научился планировать, ему нужно постепенно предоставлять свободу. Не нужно над ним сидеть.
«Вместе прочитали условие задачи, спросили ребенка — понятно, что задано? Если понятно, оставьте его в покое, пусть делает сам. Если что-то не понял, тогда надо разбираться, почему не усвоил тему.