Любить нельзя заставить: как открыть в ребенке читателя
14.07.2023«Мой ребенок просто не любит читать», «Он не хочет читать. И как его заставить?» — обе фразы, к большому сожалению педагогов, современные родители произносят довольно часто, а список литератур на лето просто вводит их в ступор.
Вместе с психологом Анной Макарчук, кандидатом психологических наук и директором Центра толерантности Еврейского музея мы обсудили типичные ошибки родителей в попытке заставить детей читать. А в качестве бонуса — подготовили список книг, который точно заинтересует ребенка.
Ошибки родителей, которые хотят заставить ребенка читать
Делая чтение книги повинностью, необходимостью, обязанностью, мы сами формируем в школьнике стойкое неприятие литературы. Что произошло с тем светлым временем, когда ребенок с удовольствием слушал, как вы ему читаете? Почему книга внезапно перестала быть кладезем историй и приключений, и превратилась в сборник информации для будущих тестов и оценок?
Заверяю вас: виноват не интернет, не социальные сети, кино или комиксы. Виноваты мы, взрослые, когда использовали неправильный подход.
Первая ошибка: мы подменяем понятия
Наша первая и едва ли не главная ошибка в том, что мы путаем любовь к чтению с обязанностью читать. Проанализируйте, почему вы хотите, чтобы ребенок больше читал? Большинство отметят, что им важно, чтобы ребенок научился легко усваивать текст, с легкостью пересказывать прочитанное и отвечать на любые вопросы. По сути родители просто боятся, что ребенок будет плохо учиться в школе. Это не про любовь к чтению.
Чтобы любить читать, нужно просто любить читать. Любовь никак не связана с количеством прочитанных страниц, итоговым тестом, дневником читателя и списком литературы на лето. Все перечисленное обязательно приложится, но не должно стать основанием для любви к печатному слову.
Вторая ошибка: мы принуждаем
Вспомните, использовали ли вы когда-нибудь такие фразы:
— Твоя норма — 10 страниц в день! Есть такое слово «надо»
— Пока не прочитаешь — гулять не пойдешь, никаких фильмов.
— Ты все понял? Рассказывай. Не расскажешь — не поверю.
Мы, родители, очень изобретательный народ. Но найти кнут и пряник довольно легко, если перед нами младший школьник, а вот подростками манипулировать уже намного сложнее.
И что мы получаем? Ребенок читает сквозь слезы, поджимая губы от бессилия, читает — а в мыслях только предстоящая прогулка… Читает и ненавидит «эти дурацкие книжки», из-за которых мама недовольна. Повинность не воодушевляет никого и не вызывает ничего, кроме сопротивления.
Третья ошибка: мы сравниваем
Ребенок, сталкиваясь с книгой, зачастую испытывает самый настоящий страх. Страх неправильно понять, не дочитать, не так изложить, просто не прочитать. Наши сравнения заставляют страх усилится, и вот ребенок, который 5 лет назад просил раз за разом почитать ему «еще и еще», вдруг перестает притрагиваться к книгам. Никто не получает удовольствия от дел, в которых мы чувствуем себя некомпетентными. Не стоит усугублять ситуацию сравнением не в пользу ребенка:
— А вот Маша у Енотовых читает каждый день, а ведь ей всего семь!
— Ирина Михайловна сказала, что в классе все уже закончили первую часть списка.
— Васе, в отличие от тебя, не нужно напоминать о чтении каждый день.
Четвертая ошибка: мы ставим задачи
Иногда задачи кажутся ребенку слишком непосильными:
— Прочитаешь первые три главы и запиши в дневник, что тебе нравится в Томе Сойере.
— 50 страниц перед ужином, чтобы успеть за выходные.
— За лето нужно научиться читать со скоростью 80 слов в минуту.
Страх возвращается. «Что будет, если я не успею? Не успею прочитать, научиться, правильно понять: что хотят услышать от меня люди, которым я доверяю?» — думает юный читатель.
Пятая ошибка: мы критикуем выбор
Мы хотим, чтобы ребенок любил читать, но отказываем ему в праве выбирать объект своей любви. А ведь именно здесь начинается самостоятельность: правило читать что попало, где попало, перескакивать, не дочитывать, брать что-то новое. Поверьте: ребенок, взрослея, научится определять, где хороший роман, а где посредственный. Для этого ему потребуется вкус, выработанный часами самостоятельного чтения и размышлений. У многих взрослых, привыкших к спискам в духе «Топ-100 книг, обязательных к прочтению», этот вкус так и не выработался.
Не стоит сходу отвергать комиксы и современную литературу, настаивая на том, что только книги советских классиков имеют право на существование. Помните: никто не чувствует себя комфортно, когда наш выбор осуждают.
Шестая ошибка: мы требуем качества
Обратите внимание, не слишком ли вы придираетесь к технике чтения ребенка, часто ли вы делаете замечания по поводу ударений, интонации, «зажеванных» звуков.
Скажите, пожалуйста, где в уравнении «любовь к книге» был прописан ГОСТ? Почему внезапно ударения стали важнее интересной истории, а голос читателя, который самостоятельно освоил произведение, перестал был идеальным? Наши слова воспринимаются ребенком как придирки, он вполне справедливо раздражается и думает только о том, как же скоро закончится «издевательство».
Что же сделать, чтобы ребенок полюбил чтение?
Ответ может вас удивить, но для того, чтобы ребенок не разлюбил книги, нужно:
-
продолжать читать ему вслух, как и раньше, в семейном кругу.
-
отстать от него со строгими нормативами и временными рамками.
-
читать самим, подавая пример.
-
предоставить право выбора литературы.
Какие книги могут заинтересовать ребенка в зависимости от возраста
Ключевой критерий выбор книги для ребенка — это сопоставление его интересов, жизненных событий и черт характера с событиями книги.
Главный подход — по возможности предоставить ребенку свободу выбора и вместе отправиться в книжный магазин или на сайт, чтобы по описанию, обложкам и просто сиюминутному чувству «нравится, хочу!» выбрать то, что ему нравится.
Списки, составленные даже самыми сведущими критиками, к сожалению, не всегда смогут помочь заинтересовать ребенка чтением. Но они могут стать картой, используя которую, вы начнете движение в нужную сторону. Помните: отрицательный результат «мне это не нравится!» — тоже результат, формирующий читательский вкус у ребенка.
Для возраста 5-7 лет
В этом возрасте важно, чтобы в книге был крупный шрифт, удобный для самостоятельного чтения. Немаловажно наличие ярких иллюстраций, которые помогают усвоить сюжет лучше.
Для возраста 8-9 лет
Здесь по-прежнему важен удобный для чтения шрифт, качественная бумага, текст с которой не сливается. Текст должен быть простым для понимания при условии, что ребенок будет читать самостоятельно.
4. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
5. Кэролайн Кин «Тайна старых часов».
6. Роальд Даль «Чарли и шоколадная фабрика».
7. Редьярд Киплинг «Книга джунглей».
8. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок».
9. Дж. М. Барри «Питер Пэн».
10. Януш Корчак «Король Матиуш Первый».
11. Рене Госинни «Малыш Николя».
12. Мони Нильссон «Цацики идет в школу».
13. Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит».
Для возраста 10-13 лет
В этом возрасте важно, чтобы литература была созвучна с интересами и душевными переживаниями ребенка. Тогда не придется заставлять его читать, так как ему самому будет интересно.
6. К.С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф».
7. Евгений Шварц «Обыкновенное чудо».
8. Р.Дж. Паласио «Чудо».
9. Елена Ильина «Четвертая высота».
10. Жюль Верн «Путешествие к центру Земли».
11. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Правдивая история Деда Мороза».
12. Кир Булычев «Алиса Селезнева. Свободные продолжения».
13. Александр Бруштейн «Дорога уходит в даль».