20 золотых цитат доктора Спока о воспитании и родительстве
14.07.2023В этот день, в 1946 году вышла знаменитая книга американского педиатра Бенджамина Спока «Ребёнок и уход за ним». Она стала одним из крупнейших бестселлеров в истории США. С тех пор многое изменилось и идеи доктора не раз подвергались критике, но родители на своем опыте убеждаются: не зря труд Спока называли «Библией для родителей».
Книга Бенджамина Спока сломала систему ценностей американской педиатрии тех лет. На момент выхода книги педиатру было 43 года, а догадки о том, что даже у маленьких детей болезни могут появиться от нервов, появились у него лет на 20 лет раньше. Сделать такой вывод ему помогла практика, особенно во время работы с парализованными детьми. Молодой доктор, собирая анамнез пациента, интересовался не только физиологическими проявлениями недугов, но и психологической атмосферой в семье, отношениями с мамой и папой и даже историей воспитания самих родителей. Спок советовал родителям не только учиться заботиться о малыше, но и проявлять как можно больше любви и нежности.
Это первое, с чего начал доктор Спок, обучая молодых родителей, — любить ребенка и относиться к нему как к личности. Тезис казался в те годы еретическим — детей растили в армейской строгости. Родительская любовь заключалась в том, чтобы кормить младенца в одно и то же время, пеленать и укладывать спать. Доктрины официальной педиатрии запрещали лишний раз поцеловать малыша или покормить не по графику, чтобы не разбаловать. Неудивительно, что родители с большим энтузиазмом отказались от пуританского воспитания и поддержали новаторские рекомендации Спока. Собственно говоря, эти идеи актуальны до сих пор.
Собрали 20 цитат знаменитого доктора.
1. «Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. Ученые пришли к выводу, что хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения».
2. «Ребенок, более чувствительный по натуре и замкнутый в себе, который вдруг делается ко всему равнодушным, нуждается в любви, утешении и помощи даже больше, чем тот, который выражает свои чувства посредством агрессии».
3. «Не нужно слишком много жертв. Если родители целиком заняты только своим ребенком, постоянно беспокоятся только о нем, они становятся неинтересны для окружающих и даже друг для друга».
4. «Родители должны иногда сердиться. Некоторые молодые родители-идеалисты думают, что, если они хотят быть хорошими родителями, их терпение и любовь к своему невинному младенцу должны быть безграничны. Но это просто невозможно».
5. «Как порицание, так и похвала помогают воспитывать ребенка. Мы немедленно реагируем на поведение своих детей, так как стремимся привить им положительные качества. Поэтому мы порицаем одни их качества и довольны другими».
6. «Дети бывают „легкими“ и „трудными“. Известно, что дети рождаются с разными темпераментами и это не зависит от ваших желаний. Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Ребенок, которого любят и уважают таким, вырастает человеком, уверенным в своих силах и любящим жизнь. Но если родители так и не смогли принять ребенка, то он вырастет человеком, неуверенным в себе».
7. «Не заставляйте вашего ребенка есть больше, чем ему хочется. Пусть еда остается для него наслаждением, и тогда он будет чувствовать, что вы его друг. Это очень важно для развития его уверенности в своих силах и жизнерадостности, основы которых закладываются на первом году жизни».
8. «Детям необходимо дополнительное количество витаминов D и C. В коровьем молоке и в твердой пище, которую вы даете ребенку в первый год жизни, этих витаминов очень мало. Давайте витамины и зимой, и летом, начиная с первого месяца жизни ребенка».
9. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: «А теперь я почитаю газету», чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете».
10. «Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком. Когда вы его ласкаете, обнимаете и показываете ему, что он самый лучший малыш на свете, вы делаете его счастливым».
11. «Раздраженное ворчание способно убить всякое желание что-либо делать».
12. «Неопытная мать, когда ребенок появляется на свет, ожидает, что сразу почувствует к нему прилив материнской нежности. Но обычно этого не происходит ни в первый день, ни даже в первую неделю. Это постепенный процесс, который завершится не раньше, чем мать пробудет некоторое время дома наедине со своим ребенком».
13. «Когда родители или родственники стараются одинаково относиться к детям, не учитывая их индивидуальность, то это обычно только разжигает ревность».
14. «Сколько ребенок должен спать. Матери часто задают этот вопрос. Ответ может дать только сам ребенок. Одному ребенку необходимо спать очень много, а другому — совсем мало».
15. «Развитие каждого ребенка сугубо индивидуально».
16. «Отец не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он „свой парень“. У отца с сыном должны быть свои общие секреты».
17. «Старайтесь избегать угроз. Они ослабляют дисциплину. Вам кажется разумным предупредить ребенка: „Если ты будешь кататься по проезжей части дороги, я отниму велосипед“. Но в каком-то смысле угроза — это вызов. Угроза заранее предполагает, что ребенок может ослушаться».
18. «Ребенок не рождается лжецом. Ложь говорит о том, что это его как раз сильно беспокоит. Ваша задача — найти причину беспокойства ребенка».
19. «Для хороших родителей естественно радоваться прекрасным качествам своих детей. Но необходимо различать, где кончаются интересы ребенка и начинаются большие надежды родителей».
20. «Обучение ребенка таким словам, как „здравствуйте“ и „спасибо“, должно быть не первым шагом, а последним. Главное — это научить его любить людей».