Кукла в бантиках или лучшая подруга? Почему большинству мам хочется дочку
19.01.2022Как уверяют специалисты УЗИ, будущие мамы вердикту врача «девочка» радуются часто больше, чем новости «у вас будет мальчик». Почему это происходит и действительно ли любой маме необходима именно дочка?
Почему некоторые женщины хотят родить именно дочь и пугаются самой мысли о том, что им придется воспитывать мальчика? «Дочка — мамина помощница», «Девочку растить легче», «Девочка всегда ближе к матери», «Будет кому в старости стакан воды подать» и прочее. Если судить по этим утверждениям, мамы девочек в основном прагматично ожидают от будущих дочерей помощи, понимания, непритязательности и нередко имеют самое отдаленное представление о том, что потребуется от них самих, чтобы воспитывать девочку. Одни мамы в мечтах видят куклу в бантиках, другие надеются, что дочь будет их улучшенной копией, третьи представляют дочь уже взрослой — лучшей подругой, наперсницей и доверенным лицом. Или все это сразу, или по очереди.
Распространенное мнение, что девочек легче воспитывать, в большой мере базируется на том, что уверенность в себе, независимость и решительность — качества, для воспитания и развития которых требуются серьезные усилия родителей, традиционно считаются мужскими, а покладистость, заботливость, общительность — женскими и практически врожденными. Большинство людей считает, что девочка может, но не должна обладать «мужскими» чертами, а некоторые даже уверены в том, что сила личности, амбиции, нацеленность на профессиональный успех могут только навредить девушке в жизни и она должна скрывать от окружающих свой интеллект, эрудицию и собственное мнение, чтобы не распугать женихов. К сожалению, очень часто маленьких девочек учат быть хорошенькими и благоразумненькими с самого раннего возраста, и все другие стороны их натуры уходят в подполье, чтобы не портить «женственный» образ.
Что мы имеем в виду, говоря о женственности? Чаще всего речь идет о навязанных обществом стереотипах. Девочки должны быть миленькими, покладистыми, сговорчивыми, не разбираться в технике и футболе, интересоваться нарядами, куклами и мальчиками. Часто упоминались также зависимость и беззащитность.
А что дальше?
Попробуем уже сейчас задать себе вопрос: какой я вижу свою дочь через пять, десять, двадцать лет? Что, по моему мнению, может сделать ее счастливой? Верю ли я в то, что предназначение женщины — семья, дом и дети, или мечтаю для своей дочери о блестящем образовании и выдающейся карьере? Что, если ее вкусы будут кардинально отличаться от моих? Не потому ли в мечтах я вижу мою малышку со скрипкой в руке, что сама в детстве бросила музыкальную школу? Что бы мы ни решили для себя, предпочтения и поступки каждой девочки неповторимы. Но наши установки и убеждения в отношении того, какой должна быть девочка, определяют, сможем ли мы помочь своим дочерям расширить и углубить их собственные дарования или же будем ограничивать их возможности по мере роста и развития.
Так, требуя от девочек, чтобы они были всегда приветливыми и готовыми помочь, а не уверенными в себе, компетентными и твердыми в своих убеждениях, мы готовим их к роли жертвы. Девочка должна знать, чего она хочет, и уметь сказать «нет!» — ведь придется делать самостоятельный выбор: соглашаться играть роль, которой ждут от тебя окружающие, или идти своим путем. Беспомощность и уступчивость во взрослой жизни трансформируются в нерешительность и безответственность. «Нормальная здоровая девочка, − пишут в своей книге „Воспитание дочери“ Дон и Джоан Элиум, — привыкает прислушиваться к своему внутреннему голосу, который несет ей информацию о том, что ей нравится, чего она хочет и какое воздействие на окружающих окажут ее поступки. Девочка учится быть отзывчивой к нуждам окружающих и ставить необходимые преграды, говоря, если нужно, „нет“. Она обретает способность жить своей собственной жизнью, а не ради удовольствия других».
Другой аргумент в пользу более легкого воспитания девочек: с ними легче договориться, они более, чем мальчики, способны к эмпатии, сотрудничеству, так как более чувствительны и отзывчивы от природы. С этим спорить трудно. Девочки действительно прирожденные коммуникаторы. Они раньше начинают говорить, активнее общаются с окружающими, у них быстрее расширяется запас слов. Девочки и женщины получают от беседы больше удовольствия, чем мальчики и мужчины, поскольку специфическое устройство их мозга облегчает доступ к речевым зонам. В ситуации «чем бы заняться?» мальчики предпочитают «пойти поиграть», а девочки лучше будут сидеть и разговаривать.
Кроме того, девочки тонко чувствуют нюансы настроения собеседника, буквально проникают в его эмоциональное состояние. Это связано с тем, что женский мозг привык принимать и обрабатывать огромное количество сенсорной информации. У девочек шире периферическое зрение, потому что у них больше рецепторов в сетчатке глаза. У девочек лучше слух и память на слова. Что касается партнерских качеств, то есть исследования, подтверждающие, что девочки доброжелательнее, чем мальчики, относятся к новичкам в группе, их игры реже направлены на конкуренцию. Они помнят имена и лица своих друзей.
Женщины вступают в разговор, чтобы наладить связь, а мужчины используют беседу, когда нужно решить проблему, дать совет, продемонстрировать свое превосходство. Женщины предпочитают общаться лицом к лицу, а мужчину вполне устраивает положение бок о бок, так как лицом к лицу он инстинктивно чувствует себя противостоящим противнику. Отсюда те коммуникативные трудности, которые возникают при общении мужчин и женщин (в том числе матерей с сыновьями). Слова поддержки, понимания, сочувствия мамы действительно чаще слышат от дочек. Зато от сына вы услышите самые лучшие комплименты и самые нетривиальные советы!
В другую сторону
Родители девочек нередко впадают еще в одну, противоположную, крайность: желая защитить дочь от гендерных стереотипов, они стараются дать ей «мужское воспитание», чтобы она выросла сильным лидером и независимой личностью. Эта гипотеза была особенно популярна в 70-е годы прошлого века в Европе и США. Родители покупали дочерям и сыновьям одинаковую одежду, игрушки, их одинаково стригли и причесывали, так что по внешнему виду часто трудно было понять, какого ребенок пола.
Модой, разумеется, дело не ограничивалось. Считалось, что девочки и мальчики идут по одному тому же пути психологического развития. В результате такой стандартизации появилась теория о том, что женщины неспособны достичь той степени самодостаточности, какой достигают мужчины, и поэтому уступают им по уровню развития. Вывод: если мы будем растить дочерей подавляющими женские «слабости», «равными» мужчинам, они всегда будут ощущать себя людьми второго сорта, так как будут обречены всю жизнь доказывать обществу и самим себе, что они вовсе не такие, какими являются.
Несмотря на призывы психологов отказаться от убеждения, что мальчики и девочки — это одно и то же, что мужское всегда лучше женского или наоборот, общество по-прежнему предполагает, что женщины должны вести себя как мужчины, чтобы добиться независимости, успеха или просто серьезного отношения к себе. И модель воспитания девочек «как мальчиков» и в наше время имеет множество сторонников.
Они утверждают, в частности, что различия между детьми разного пола появляются вследствие того, что мы воспитываем их в соответствии с полоролевыми стереотипами, покупая им определенные игрушки, поощряя один тип поведения и запрещая другой. Но если игнорировать природные различия, возникнет опасность того, что замечательные способности девочек будут обесценены и не получат никакого развития. В результате девочка потеряет связь со своей подлинной сущностью.
Мы должны стараться избегать гиперопеки, защищая и поддерживая, но давая возможность делать ошибки и приобретать необходимый опыт, дающий уверенность в собственных силах. Мы должны предоставлять выбор, в том числе игрушек, не разделяя их на «мужские» и «женские». Предлагать девочке не только кукол и игрушечные предметы домашнего обихода, но и кубики и кирпичики, головоломки, домино, шашки, шахматы, комплекты для изготовления моделей и инструменты для ручного труда.
Но главное — важно научиться видеть наших дочерей такими, какие они есть, и не бояться, когда они слишком не похожи на других. В том числе и на нас, их матерей. Одна из самых привлекательных фантазий мам девочек — произвести на свет свою улучшенную копию, которая позволит «переиграть» жизнь сначала, избежав ошибок. Таким образом, мать передает дочери противоречивую установку: «Будь такой же, как я. Не будь похожей на меня». Не здесь ли кроется ответ на вопрос, почему многие женщины больше всего на свете боятся быть похожими на свою мать?