От года до трех
Дети начинают постепенно учиться выражать свои эмоции и управлять ими, адаптируясь к миру, в котором, как оказывается, нельзя получать все желаемое. Осознание того, что он не всемогущ, равно как и огромный поток новой информации, становится для ребенка испытанием. И, чтобы пройти его, необходима помощь родителей.
«Обычно период „истерической дуги“ как реакции на невозможность что-то сделать или получить длится у детей от года до двух с половиной лет, — рассказывает детский аналитический психолог Елизавета Агеенко. — И при правильном реагировании взрослых после этого возраста заканчивается. В этот период у ребенка формируется способность справляться с фрустрацией — чувством, возникающим при реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои желания. То, насколько успешно ребенок научится иметь с этим дело, зависит от его внутренней связи с родителями и возможности самых родителей держать эмоциональный удар — справляться и со своими переживаниями, и выдерживать переживания малыша».
В особенно трудном и уязвимом положении мы оказываемся в тот момент, когда ребенок начинает буянить в общественном месте. И недовольство его набирает обороты, рискуя перерасти в шумную, привлекающую внимание истерику. Мы испытываем чувство стыда и бессилия, понимая, что выглядим ужасными родителями. К тому же это часто подкрепляется комментариями со стороны. В этот момент нас покидают остатки выдержки, и, вместо того чтобы оставаться во взрослой позиции, мы обрушиваемся до состояния ребенка, присоединяясь к его истерике. В таких случаях очень полезно будет вспомнить инструкцию поведения на борту самолета.
-
«Сначала обеспечьте кислородом себя, а потом ребенка». Иными словами, попробуйте для начала справиться со своими эмоциями, ведь от этого напрямую будет зависеть и состояние вашего малыша. Вспомните, кто здесь старший и разумный, а кто маленький и нуждается в помощи. И не стоит бороться со следствием, пытаясь ругать или насильно унести ребенка, еще более его этим распаляя. Важно понять причину. Что оказалось спусковым механизмом его слез? В какой момент можно было бы договориться? Возможно, ваш запрет, не предполагающий при этом никакой альтернативы, показался ему жестким и обидным, а вы при этом — страшно чужими и далекими.
-
Не начинайте сразу же воспитательных бесед — пусть у ребенка будет время прожить это острое состояние. Подумайте: ведь даже взрослый человек в момент вспышки гнева или раздражения не в состоянии услышать разумные доводы и аргументы; тем более не способен на это ребенок, чья психика еще недостаточно зрела, чтобы быстро справляться с сильными эмоциями. Поэтому просто побудьте рядом. И постарайтесь абстрагироваться от того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», то есть постороннее окружение. Ведь главное сейчас — это спокойствие и благополучие вашего ребенка.
-
Дайте ребенку в полной мере почувствовать, что вы разделяете его горькие эмоции. «В тот момент, когда он затихает, чтобы набрать в легкие побольше воздуха и продолжить крик, скажите: „Я понимаю, как тебе хочется эту игрушку…“ — говорит Елизавета Агеенко. — Скорее всего, он ответит на это бурным плачем. Когда малыш снова на секунду переведет дыхание, добавьте: „Я вижу, тебе очень обидно“, — и приготовьтесь к тому, что ребенок с новой силой будет горевать о своей потере. И это нормально. В момент следующей паузы попробуйте проговорить, что именно его расстраивает. Может быть, получится договориться о чем-то другом? Вполне вероятно, что в конце концов вы найдете компромисс. В любом случае, ребенок постепенно успокоится, чувствуя, что близкий человек в трудную минуту его понимает и хочет помочь».