В плену страстей
С малышами нелегко сохранять баланс между добродушием и строгостью. Ваш двухлетний Петя так полюбил костюм супермена, что носил его не только на Новый год, но и на 23 февраля и даже когда минуло 8 Марта? Он хотел носить его повсюду: за ужином, в кровати, во время игр и походов за продуктами. Он не испорченный ребенок, у него не плохой характер и это не ваше плохое воспитание и не чье-то дурное влияние — это просто такой возраст.
Когда вы растите малыша, не со всеми его капризами стоит бороться. Почему нужно проявлять настойчивость выборочно? Малыши в этом возрасте очень импульсивны и сосредоточены на себе, для них очень важно показать свою независимость. Кроме того, они бесконечно любопытны.
Ребенок переживает важный период развития. Малыш становится самостоятельным. До полутора лет он жил как продолжение родителей и не мог говорить «я». А чтобы произносить это слово, ему нужно научиться самому принимать решения, поэтому «я хочу это и не буду то» не избежать.
Все или ничего?
Принуждение в воспитании наносит только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно они насаждают безропотное повиновение. В результате цель, которую ставят родители, остается недостигнутой, а в их отношения с детьми приходит отчужденность. Ни уважения, ни любви принуждение не приносит. И, наконец, воспитание принуждением плохо сказывается на характере ребенка. Малыш теряет естественную детскую живость и жизнерадостность, растет угрюмым и скрытным.
Означает ли это, что от ребенка ничего не надо требовать и ни в чем его не ограничивать? Конечно, нет. Установленные вами рамки не заставят ребенка ощутить себя нелюбимым, скорее наоборот, но при условии, что они будут разумными. Малыши, еще не умея сами себя ограничивать, испытывают чувство безопасности, когда родители делают это за них. Пусть дети не всегда и даже крайне редко подчиняются установленным правилам, однако понятные и разумные ограничения, которые позволяют крохе знать, чего ему ожидать, и что от него ожидают другие, дают ему возможность чувствовать себя уверенно.
Со временем малыш поймет, что те правила, которые в семье введены, установлены из чувства заботы о доме, других людях и, главное, о нем самом. Для ребенка гораздо полезнее расти в атмосфере, где есть ограничения и правила, чем там, где их нет. Но правила, вводимые деспотично и нерационально, лишь усилят стремление ребенка сопротивляться. Как же найти золотую середину?