Екатерина Мурашова: «В моем детстве дети были ниже взгляда родителей»

Екатерина Мурашова: «В моем детстве дети были ниже взгляда родителей»

09.11.2021 Alina
Екатерина Мурашова, семейный психолог, советы родителям

Getty Images

«Получишь двойку — не знаю, что с тобой сделаю», — редкий школьник не слышал такой фразы от родителей.

Вряд ли, конечно, мамы и папы подразумевают что-то ужасное. Но фантазия ученика безгранична: она додумывает десятки вариантов наказаний — от ремня до лишения гаджетов на полгода.

В любом случае, плохая оценка становится стрессом для ребенка. И иногда даже может привести к трагедии. Как избежать неприятных последствий и почему ребенку всегда точно нужно знать, что будет за двойку — онлайн-школа для детей и подростков Skysmart организовала фестиваль для родителей, чтобы обсудить этот и другие вопросы с психологом Екатериной Мурашовой.

«Мы не можем однозначно сказать, надо ругаться из-за оценок или нет. Мы не можем унифицировать детей. Даже один и тот же ребенок: сегодня он не выспался и получил двойку, а завтра получит пятерку. Мы не можем унифицировать и взрослых, и сказать им всем: „Когда вы видите плохие оценки, не ругайтесь на детей. Это неправильно“. Или наоборот: „Ругайтесь на детей, это их стимулирует“. Такая унификация бессмысленна, она невротизирует и детей, и родителей».

Психолог настаивает: ребенок точно должен знать, как устроен его мир и какие последствия повлечет за собой тот или иной поступок. Не обязательно этот вариант должен устраивать ребенка, но обстоятельства его жизни таковы. И он должен их знать и принимать.

«Условно: «Когда я приношу двойку, папа ворчит и расстраивается, а мама ходит за мной и водит меня ‚мордой по салату‘, пока я не подготовлюсь к пересдаче завтра нулевым уроком, — объясняет Екатерина Мурашова. — Так устроен мой мир и я точно знаю, что будет, когда я прихожу домой с двойкой». Или: «Мои родители не придают значение оценкам. Они мне доверяют, сами выросли без контроля взрослыми успеваемости, поэтому я приношу двойку, у меня с ней личные отношения и больше нет ничего».

Вариант, который, по мнению психолога, недопустим — оплата хорошей учебы, когда родители приравнивают школу к работе и выдают детям «зарплату» — к примеру, 100 рублей за пятерку.

«Я отношусь к этому категорически отрицательно, — подчеркивает Мурашова. — Сугубо из практики — это не работает. Это может работать чуть-чуть, а потом перестает, но минусы от этого перевешивают тот небольшой плюс. Ребенку дают сигнал, что внутри семьи возможны товарно-денежные отношения».

А еще надо понять: почему вам так некомфортно от плохой оценки ребенка? Может быть, вам кажется, что он хуже других и это заставляет вас чувствовать себя плохим родителем?

Екатерина Мурашова

Другая сторона медали — дети, которым просто скучно в школе. Их так мощно подготовили к первому классу, что они знают всю программу. А потом жалуются, что их недооценивают. Психолог не видит смысла в таком ускоренном получении знаний.

Екатерина Мурашова, семейный психолог, советы родителям

Getty Images

«Разогнать мозги ребенку можно очень сильно. Родители так развлекаются, гордятся. Есть методика, по которой можно научить трехлетнего ребенка читать. А зачем? Это ключевой вопрос. Родитель должен взять на себя ответственность. Для родителя какая причина? Для того, чтобы ребенок сразу пошел в 3 класс или получил альтернативное обучение? Эту ответственность не надо перекладывать на ребенка».

Как помочь ребенку учиться

Понятно, что делать за него домашние задания не стоит. Можно делать вместе с ним, тем более, что многие из них сейчас и рассчитаны на семейную работу.

«Родитель должен взять на себя ответственность и помочь ребенку выстроить учебный процесс, — говорит Екатерина Мурашова. — Ребенку может не хватить организаторских способностей, сообразительности элементарной, жизненного опыта. Здесь родитель должен выступать не в виде противника, а сподвижника. Надо попробовать найти время и сказать ребенку, что вы разделите ответственность».

Кстати, психолог вспоминает, что в своем поколении она не знала ни одного ребенка старше первого класса, с которым бы делали уроки родители.

«В моем детстве дети были ниже взгляда родителя, — говорит Мурашова. — А сейчас родители все внимательнее к детям, к тому, что с ними происходит, к их душевной жизни, учебе».