Звуковой речевой набор ребёнка в первые два года жизни: памятка для родителей
12.06.2024Shutterstock/Fotodom.ru
Первые звуки младенца обычно вызывают восторг у родителей. Ребенок также доволен — с интересом слушает свою речь и развивает ее через гуление и агуканье. Это еще не осмысленная речь — лепет нужен для развития голосовых связок, а не для выражения мыслей.
К году в арсенале младенца появляются много новых звуков речи, некоторые ребенок произносит с смыслом и осознанно.
Нет ничего милее и трогательнее детского лепета. Ребенок растет и учится звукопроизношению, что нелегкая задача.
Если в два-три года малыши изъясняются по возможности, не выговаривая часть букв алфавита, то к пяти годам дефекты речи ребенка могут раздражать взрослых. Многие родители беспокоятся: когда ребенок должен говорить чисто, произносить все звуки, и когда обращаться к логопеду, если что-то не получается?
Логопед-дефектолог объясняет, как формируется речь у ребёнка и в каком возрасте ему стоит овладеть сложными звуками.
Светлана Каткова
Учитель, логопед-дефектолог, олигофренопедагог
Личный сайт
Русский язык, как и другие языки мира, имеет свои нормы звукопроизношения у детей. Для достижения правильного произношения ребенку нужно слышать чёткую речь взрослых, понимать её и иметь развитый для речи аппарат.
В развитии речи у детей на первом месте – способность произносить звуки. Чем сложнее воспроизвести звук, тем позже он появляется в речи малыша. Так ребёнок учится говорить постепенно и по определённому сценарию.
Примерные этапы формирования речевых навыков у малыша.
0-6 месяцев
В первые месяцы жизни малыш начинает говорить с помощью гласных звуков: А, О, У, И, Э.
6-12 месяцев
В возрасте от шести месяцев до года у ребенка хорошо получаются губные звуки: П, Б, М и их мягкие варианты: Мь, Бь, Пь. Сначала эти звуки образуют гуление (уа, иу и т.д.), а затем лепет (бабаба, папапа, мамама). Самые простые по произношению, но могут вызывать сложности у ребенка. Если к 8-12 месяцам лепетной речи не появилось, а речь ребенка состоит только из гласных («мама» звучит как «аа» или «гага»), стоит показать ребенка специалисту по раннему развитию детей, логопеду-дефектологу. Возможно, это связано с нарушением, которое можно исправить, например, проделав несколько сеансов. логопедического массажа, и губные звуки появятся.
1,5 — до 2,5 лет
pinterest.com
Примерно между полутора и двумя с половиной годами в речи малыша появляются такие звуки, как Й, В, Ф, Г, К, Х, Н, Т, Д и их мягкие варианты. В это же время кроха осваивает звук Ы и учится различать согласные по твердости-мягкости, подбирая подходящий вариант. Из речи уходят смягченные звуки: вместо «дедя» ребенок говорит «деда», вместо «Тяня» у него получается «Таня».
3 года
Ближе к трем годам ребёнок обычно произносит звуки С, З и их мягкие формы Сь, Зь чётко. Позволительны смягчённые варианты этих звуков, а также замены, такие как «сок — сёк», «зуб — зюб». Если же ребёнок меняет звуки в слове «сок» — на «фок/хок» или «зуб» — на «вуб/хуб», то стоит обратиться к специалисту.
4-4,5 года
В этом возрасте у ребёнка должно сформироваться большинство звуков речи. Если речь непонятна окружающим, много замен звуков, звуки искажены, родителям следует обратиться к логопеду.
4-5 лет
В возрасте от 4 до 5 лет у детей появляются звуки верхнего подъема: Ш, Ж, Ц, Ч, Щ. Произнести их сложнее из-за необходимости хорошо подготовленного артикуляционного аппарата и дифференциации на слух. В речи ребенка допускаемы замены, например «шапка — сапка», «жук — зюк», «цапля — сяпля». Но если вместо «шапки» говорит «фапка/хапка» или вместо «жука» «вук/хук», это уже не считается нормой.
5-6 лет
В этот период формируются наиболее сложные для артикуляции звуки: Л, Ль, Р, Рь. Дошкольник может еще не четко их произносить («луна — йуна», «лес — йес», «рама — лама», «рис — лис»). Если вместо «луны» ребенок говорит «вуна/нуна», а вместо «рамы» «гама/вама» или другие звуки, рекомендуется обратиться к логопеду. Еще часто встречается патология звукопроизношения — горловое произношение Р-Рь, звук получается хриплым.
К шести годам завершается формирование звукопроизношения. Если звуки речи у ребенка не сформированы или сформированы неправильно, то вряд ли появятся самостоятельно, поэтому лучше показать ребенка логопеду. Нужно исправить ошибки в речи до начала обучения в школе. Это важно психологически, и искаженное произношение может повлиять на качество учебы: первокласснику сложнее осваивать навыки чтения и письма.