Значение материнства в семейной жизни

Рубрики:

В первые годы жизни малыш и мама так близки, что их воспринимают как одно целое. Мамы часто говорят: «Мы поели», «Мы нарисовали», «Мы пописали».

Мать заботится о малыше: кормит грудью, успокаивает во время сна, охраняет его и ограждает от опасности. Также передает ему знания, которые помогут ему выжить и найти равновесие в окружающем мире.

Воспитание — это то, что мы обсудим в этой статье. Разберемся, в чём именно проявляется воспитание мамы, какие стереотипы стоит исключить и как мамин взгляд на воспитание формирует личность ребёнка.

Мифы о воспитании

Замечательно, но большинство книг о материнстве и воспитании напичканы заголовками «мама должна». И должна, судя по описанию, всем и очень много – знать всё об уходе за малышом, уметь успокоить его, правильно и вовремя ввести прикорм, воспитать музыкальный слух и математические способности, открывать таланты, бесконечно читать, петь, танцевать. А также всегда быть улыбчивой, нежной и всепрощающей. Всё это на фоне идеально чистого дома (ведь ребёнок должен жить в стерильности!), и приготовленных обедов из трёх блюд.

Помимо статей и книг, способных вызвать послеродовую депрессию у молодых мам, появляются более мягкие советы современных психологов и педиатров о роли матери в воспитании. Главное — ребенку не нужна идеальная мать, а обычная мама, любящая и заботящаяся, знакомившая его с миром и иногда наказывая.

Этапы воспитания

Рассмотрим, какие периоды детства важны для воспитания ребёнка и на чём родителям следует сосредоточиться в эти моменты.

Новорожденный

С момента рождения крохи его первоострая потребность — тактильный контакт. В новом мире малышу некомфортно, и он успокаивается в материнских объятиях, ожидая защиты, заботы, теплого молока и близкого сердцебиения. До года воспитание сводится к тщательному уходу и помощи в адаптации к окружающему миру. Первое, на что смотрит ребенок при знакомстве с ним – реакция матери. Основываясь на эмоциях, выражении лица, интонациях мамы, он решает – дружелюбен или враждебен мир, учится реагировать на внимание других людей.

В этот период важно, чтобы мать была открыта миру и не находилась в стрессовом состоянии. Для выхода из стресса и послеродовой депрессии полезно обращаться за помощью к окружающим — бабушкам, отцам, дальним родственникам. Пусть занимаются бытовыми и хозяйственными вопросами. Внимание матери лучше сосредоточить на ребенке, его развитии и воспитании.

Чем больше заботы мама может уделить малышу в этот период, тем сильнее формируется связь между ними, которая впоследствии станет основой для развития уверенной в себе личности.

Многие исследования подтверждают, что дети из семей без материнской фигуры или получающие недостаточно внимания от нее, развиваются медленнее и в зрелом возрасте чаще демонстрируют эмоциональную неустойчивость.

С года до четырех

Празднуя первый день рождения малыша, ставим точку, за которой начинается новая глава. Теперь это уже не малыш, а мальчик или девочка. К заботе и уходу, незаметным играм, потешкам и прибауткам добавляются новые моменты. Теперь можно и нужно аккуратно знакомить малыша с правилами безопасности – различать горячее и холодное, переходить дорогу, вести себя в саду или в гостях. В этот период у ребенка формируется представление о законах, действующих в мире. Объяснить малышу, что такое хорошо, а что такое плохо – задача мамы.

Воспитание и обучение маленьких детей проходит у мамы всегда в игровой форме. Требовать от трехлетнего ребенка повторения правил этикета за партой не стоит. Примеры из сказок, беседы во время прогулок, домашние постановки кукольного театра – обучение может принимать множество форм. Важно, чтобы именно мама давала ребенку первоначальные представления о мире, ведь для малыша она является источником жизни, ему бесконечно доверяется.

В этот период родителям следует избегать невыполнимых обещаний. Неуверенность в исполнении слов может повлиять на отношение ребёнка к матери и его готовность общаться с миром.

В этом возрасте важно дать ребенку научиться проводить время в одиночестве. Пусть самостоятельно принимает решения о том, во что играть, во что одеться, какие игрушки взять на прогулку. Это способствует развитию самостоятельности. Маме проще самой одеть и покормить малыша ложкой, но не препятствуйте его инициативе, пусть делает сам как умеет.

После четырех

С трех-четырех лет ребенок почти сформирован как личность. У него выражены черты характера, он знает свои желания, понимает распределение ролей и иерархию в семье и обществе. На этом этапе к воспитанию можно добавлять разное обучение.

Маме важно увидеть личность в ребенке и понять его потребности. Не следует следовать чужим примерам: если знакомые мамы отдают детей в гимнастику, а ваш ребенок предпочитает рисование, выберите занятие по его интересам.

Ставьте ему много вопросов – так его мышление развивается, речь усваивается быстрее, а вам откроется мир интересов малыша. Ваше внимание к нему как личности, поддержка в новых увлечениях дают уверенность, раскрывают творческий потенциал и воспитывают решительность.

Идем в школу

Мамы начинают готовить детей к школе примерно в шесть-семь лет. Ребенок в это время ещё мал, поэтому помимо обучения ему нужна защита и поддержка, особенно если он не ходил в детский сад. Формат обучения в школах часто вызывает у детей стресс, поэтому маме нужно создать комфортную обстановку дома. Важно не заставлять, а вовлекать в процесс обучения, чаще расспрашивать о школьных друзьях, познакомиться с родителями этих друзей.

Родительское мнение для ребёнка до двенадцати-тринадцати лет – самое авторитетное. Будьте внимательны с формулировками и суждениями. Необходимо всегда выражать уважение к педагогам, учебному процессу и внеурочной деятельности.

Подростковый кризис

Когда ребенок ощущает, что уже вырос и действует вопреки родительским пожеланиям, маме важно принять его, любить несмотря на поступки и проблемы с учителями, эксперименты со стилем одежды и внешностью. Спокойная реакция мамы, но при этом готовность подсказать, направить или дать дельный совет, облегчит подростку этот сложный период.

С возрастом ребёнку требуется всё меньше опеки и непосредственной заботы, но всё больше – от поведения матери: он подражает её манерам, привычкам, особенностям речи и общению. На любом этапе жизни для ребёнка важно принятие матерью его личности, одобрение его выбора. Не каждая мама может уделить ребёнку много времени, играть с ним часто, регулярно водить в театры или спортивные секции. Но в становлении личности главное, чтобы мама была на расстоянии вытянутой руки, помогала и иногда не мешала развиваться и познавать окружающий мир. В этом заключается роль матери в воспитании своего ребёнка.