Мы сами не всегда можем похвастаться вдумчивым отношением к финансовым вопросам, что уж говорить о детях. В возрасте примерно с 3 до 7 лет дети лишь отчасти понимают, что такое деньги и зачем они нужны. Для них все просто: им или купили то, что хочется, или не купили.
Первое знакомство с миром финансов
Чтобы обезопасить себя от притязаний маленького шопоголика, запросы которого растут не по дням, а по часам, как можно раньше начинайте объяснять малышу, что деньги не возникают из ниоткуда.
-
Расскажите, что такое зарплата, и почему в магазине нужно платить за продукты и игрушки.
-
Объясните, что значит «дешево» и «дорого», и какими последствиями для вашей семьи может обернуться та или иная покупка.
-
Заинтересовать ребенка деньгами можно, если с малолетства просить его помогать расплачиваться в супермаркете или набирать пин-код при снятии денег в банкомате.
-
Стройте вместе пирамидки из монеток разного достоинства, а в процессе игры объясняйте ребенку, что это за деньги и зачем они нужны.
-
Купите копилку и начните выдавать ребенку определенную сумму на карманные расходы.
Первая «зарплата»? А надо ли?
Почти во всех европейских странах выдача карманных денег детям — стандартная практика. В некоторых она даже регламентирована законом (например, в Германии Министерство по делам несовершеннолетних ежегодно дает родителям рекомендации, в каком возрасте какую сумму должен получать ребенок на руки). В России этот процесс до сих пор носит стихийный характер: одни родители дают детям деньги от случая к случаю, другие — за особые успехи, третьи — вообще не дают, пока их об этом не попросят.
«Зачем?» — первый вопрос, возникающий у родителей по поводу детских карманных денег. Отвечаем!
-
Во-первых, собственные деньги для ребенка — это самостоятельность и уверенность в себе.
Когда у него появляются карманные деньги, он чувствует себя взрослым. Проще говоря, ребенок перестает клянчить у родителей деньги «на шоколадку», «на жвачку», «на журнал», а начинает сам ими распоряжаться и думать, что купить и когда. -
Во-вторых, выдача карманных денег формирует реальный навык правильного обращения с ними.
Когда сумма ограничена, это вынуждает ребенка сравнивать разные варианты ее траты и выбирать самый предпочтительный. Так оттачивается умение расставлять приоритеты. -
А еще карманные деньги учат ребенка считать, планировать и экономить.