Запрещено любить, чувствовать и быть собой: психолог объясняет последствия детских травм на примере киногероев

Запрещено любить, чувствовать и быть собой: психолог объясняет последствия детских травм на примере киногероев

10.07.2023 Ilona

В издательстве «Альпина PRO» вышла книга психолога Светланы Джексон «За кадром: О скрытой работе нашей психики». В ней автор объясняет, что причиной таких проблем, как излишняя самокритика, синдром самозванца, неуверенность в себе, тревога в отношениях, может быть пережитый в детстве неглект — форма насилия, когда родители или другие важные взрослые намеренно или случайно пренебрегают чувствами ребенка.

Запрещено любить, чувствовать и быть собой: психолог объясняет последствия детских травм на примере киногероев
Источник:
Кадр из фильма «Талли» 18+

Психолог в своей книге рассказывает об этом на примере историй главных героев фильмов и сериалов. По творческому замыслу Джексон, персонажи попадают к ней на прием, пытаются разобраться в истинных, глубинных мотивах своего поведения и переосмыслить жизнь. Их опыт помогает читателям разобраться, насколько отношения с родителями повлияли на них, как эмоционально поддерживать себя взрослого и достичь чувства безопасности.

Что такое эмоциональный неглект и как он влияет на психику?

Слово переводится как «заброшенность», неглект — это форма насилия, когда родители или другие важные взрослые намеренно или случайно пренебрегают чувствами ребенка. Родители не заботятся о переживаниях детей, отказываются признавать, принимать и уважать их чувства, не поддерживают в сложные моменты, а обесценивают, игнорируют, отрицают, высмеивают эмоции сына или дочери или даже запрещают их. Систематический неглект разрушает личность ребенка. 

Взрослый, переживший неглект в детстве, склонен к хроническому стрессу, трудностям в отношениях, депрессивным и тревожным расстройствам. Он может пренебрегать своим эмоциональным состоянием, например, слишком много работать и не разрешать себе отдыхать, игнорировать боль и не обращаться к врачу, запрещать себе покупку вещей, потому что «не заслужил». Человек с детства привыкает к ощущению, что он незначительный и не имеет право на помощь. И это глубинное убеждение влияет на его дальнейшее поведение — от выбора партнера и построения карьеры до невозможности принять и поддержать себя в трудной ситуации.

У каких киногероев есть признаки последствий неглекта?

Марло из фильма «Талли»: когда запрещено чувствовать

Запрещено любить, чувствовать и быть собой: психолог объясняет последствия детских травм на примере киногероев
Источник:
Кадр из фильма «Талли» 18+

Многодетная мать подозревает, что у нее послеродовая депрессия, она не может радоваться, хотя в ее жизни все прекрасно. «После рождения третьего ребенка я придумала себе ночную няню. По ночам я будто отключаюсь от реальности. Мне кажется, что я спокойно сплю, в то время как моя прекрасная помощница качает ребенка, готовит вкуснейшие маффины, прибирается… Но никакой няни нет. Все это делаю я», — устало рассказывает Марло.

Психолог Светлана Джексон объясняет, что героиня фильма ошибается — и у нее не просто послеродовая депрессия, а послеродовой психоз, когда у матери из-за длительной бессонницы и стресса теряется связь с реальностью и приходят галлюцинации. Такая патология требует госпитализации и медикаментозного лечения.

По мнению автора книги, это случилось с Марло из-за самонеглекта: женщина долго отрицала, что на нее свалилась колоссальная нагрузка, запрещала себе отдыхать и не проявляла к себе ни капли сострадания. Скорее всего, такое безжалостное отношение к себе героиня фильма «Талли» усвоила в детстве. Марло прячет свои эмоции и уязвимость, потребность в поддержке. Спасением в ее ситуации станут признание того, что ее история влияет на ее настоящее, и признание всех своих чувств. Так, Марло сможет выйти из круга самонаказания и сфокусироваться на заботе о себе.

Моника из сериала «Друзья»: когда тревога не дает спать

Запрещено любить, чувствовать и быть собой: психолог объясняет последствия детских травм на примере киногероев
Источник:
Кадр из сериала «Друзья» 16+

Монике нужно разобраться с тревогой, которая мешает ей наслаждаться материнством. В детстве родители Моники вели себя непредсказуемо и часто критиковали дочь. Поэтому, повзрослев, она стремится к контролю и предсказуемости, чтобы больше никогда не переживать тот негативный опыт.

Тревога героини подпитывается страхом быть непонятой другими, а с появлением у нее детей этот вопрос стал острее. Такой родитель задыхается в попытках контролировать то, что контролировать невозможно. 

Человек, выросший в условиях эмоционального неглекта, принимает роль родителя, у которого дети должны быть идеальными, послушными, активными и никогда не огорчаться.

Светлана объясняет, что отношения ребенка с родителями должны быть для него показателем безопасности и стабильности. Если же ребенок живет с постоянным страхом, что отношения вот-вот развалятся из-за поведения или «некрасивой» эмоции, то это влияет не только на самовосприятие ребенка, но и на то, как работает его нервная система.

Виктор Служкин из фильма «Географ глобус пропил»: когда не справился с душевной болью

Запрещено любить, чувствовать и быть собой: психолог объясняет последствия детских травм на примере киногероев
Источник:
Кадр из фильма «Географ глобус пропил» 18+

Виктор Служкин в книге Светланы Джексон «обратился» за помощью к психологу, потому что не мог самостоятельно справиться с алкогольной зависимостью. Согласно тому, чем делился Виктор на консультациях, он рос в семье с братом, у которого диагностировали детский церебральный паралич (творческий вымысел автора «За кадром»). «Знаете… Мать всегда с такой печалью на лице ходила, а мне только и хотелось, чтобы она хоть разок улыбнулась… Меня называли абсолютно беспроблемным ребенком», — рассказывает Служкин.

Психолог предполагает, что маленький Витя изо всех сил старался быть незаметными для мамы и не причинять ей беспокойства, потому что ей и без того было тяжело воспитывать ребенка с тяжелым заболеванием. Поэтому сын привык подавлять свои потребности и эмоции. Его зависимость — это ответ на эмоциональный неглект, в котором он рос, реакция на травму, которая стала чертой характера.

«Зависимость — это когда мы закрываем какую-то свою потребность непрямым способом»

Кажется, что Служкин с помощью алкоголя пытался избавиться от внутренней боли, которая возникла в ответ на невозможность закрыть важные потребности прямым способом: любовь — любовью, уважение — уважением, собственную ценность — через ощущение этой ценности. На терапии Светлана предложила Виктору искать и пробовать новые способы, помогающие выдерживать эмоциональный дискомфорт, без вредных привычек. Он мог бы попробовать вступить в группу анонимных алкоголиков, открыто говорить о своих чувствах и закрывать свои потребности более здоровым образом, например, в отношениях с дочерью, которую очень любит. 

Ленни Белардо из сериала «Молодой папа»: когда любить слишком больно

Запрещено любить, чувствовать и быть собой: психолог объясняет последствия детских травм на примере киногероев
Источник:
Кадр из сериала «Молодой папа» 18+

Ленни Белардо «обратился» за помощью к Светлане из-за трудностей с родителями: они оставили его в детстве. «Я так и не оправился после их исчезновения. И теперь все, что я делаю, — это будто бы для того, чтобы произвести на них впечатление», — признается герой — глава католической церкви в сериале «Молодой папа». Он рассказывает, что недавно, выступая перед паствой, ему показалось, что в толпе он увидел мать и отца. Из-за эмоционального потрясения у Белардо случился сердечный приступ.

Светлана предполагает, что это выступление послужило триггером для его нервной системы. Психика вспомнила о боли, и сердце не справилось с нереализованной потребностью в любви. Психолог считает, что у Ленни Белардо нарциссическая организация личности, которая стеной защищает его от детской боли. Вероятно, Белардо чувствует себя виноватым за решение родителей бросить его. Будучи маленьким мальчиком, он принял решение никогда не доверять людям, а сейчас испытывает одиночество и отчаяние.

Как объясняет автор книги, этому персонажу важно признать, что он не несет ответственности за поступки родителей, он не сделал ничего, чтобы с ним так поступили. Это поможет ему унять пульсирующую эмоциональную боль и сконцентрироваться на себе. 

Каждый из персонажей, которого консультирует Светлана Джексон в своей книге, постепенно прокладывает особенный маршрут восстановления после эмоционального неглекта — и приходит к поддерживающим отношениям с собой. «Чтобы увидеть самих себя и свою историю по-настоящему, нужно посмотреть, какая именно работа идет за кадром нашего сознания, какие именно картинки, события, истории и выводы мы продолжаем прокручивать на постоянном повторе», — пишет автор. 


Источник