Вызовы адаптации ребёнка в новом учебном заведении.

Рубрики:

Многие родители заранее задумываются о том, в какую школу отдать детей, когда подойдет время. Куда, где иностранные языки изучают с второго класса или туда, откуда выпускники поступают во все престижные учебные заведения? У многих родителей есть опасение, что в новой школе ребенка будут издеваться.

Адаптация ребенка в школе

Школа — не просто место получения знаний. Это пространство, где дети десятилетиями взаимодействуют друг с другом. В школе ребенок формирует основной опыт общения, который влияет на понимание устройства мира, отношений с людьми и ожиданий общества.

Если школа учит ребенка не отличаться от других, иначе станет объектом насмешек, а проявлять уязвимость и доверие — опасно, то зачем такая школа вообще нужна? Психолог рассказывал случай из своей практики: проходя по коридору, он видит, как четверо восьмиклассников бьют лысого одноклассника. Подойдя к ним, он грозно рявкнул: «Что это происходит?» Как раз прозвенел звонок, и мальчики ушли в класс. После этого состоялась беседа, но не с учениками — пострадавшим и нападающим, а с учителями. Пока психолог не вмешался, мимо шли две учительницы, отвернувшись от происходящего и сделав вид, что ничего не заметили. Что ответили они в оправдание? «Это естественно», «мальчику нужно уметь постоять за себя», «дети так жестоки». Хорошо хоть не сказали, что он сам виноват. А если бы это была толстая или умная девочка? Если ребенок выделяется чем-то, что можно изменить, то учителя говорили бы: «Сам виноват». Не нужно нарываться.

Травя в школе: ранняя дедовщина

Необходимо разоблачить несколько мифов о школьной травле. Разговор не идет о просто «изгоях». Использование термина «дети-изгои» подразумевает, что проблема исходит от них. Школьная травля – это самоутверждение группы или отдельного человека путём постоянного унижения другого. В последнее время зарубежные психологи стали изучать проблему школьной травли. Проблема «дедовщины» в армии, «опускания» на зоне, моббинга на работе – все это различные проявления травли.

Миф первыйПодчас травля является естественным этапом роста.

Изучения подтверждают: насилие и унижения со стороны одноклассников в школе опасны не меньше других видов агрессии. Насилие неприемлемо. Считающие травлю нормой лишают пострадавшего помощи и поощряют обидчика. Опрос учащихся показал, что самим крайне неприятен этот феномен, и им хочется его устранить.

Миф второйПреподаватели всегда понимают, кто агрессор, а кто пострадавший.

Учитель чаще всего обращают внимание только на грубые проявления травли, на физическое насилие. В вину полагают того, кто проявляет агрессию. В то же время не всегда обращаю внимание на то, как пострадавший провоцировал обидчика. Обидчики часто хитры и ловки, могут так сделать, чтобы наказали других вместо них.

Миф третийЕсть дети, которые станут жертвами травли при любых обстоятельствах.

Вероятно, так оно и есть. Такое поведение оправдывает бездействие взрослых и демонстрирует плохой пример. Травля – дисбаланс власти, который ребенок не может преодолеть самостоятельно. Взрослые, игнорирующие то, что большинство исключает и отвергает тех, кто отличается, способствуют ее процветанию. Это ксенофобия.

Миф четвертыйВ каждой социальной группе встречается травля.

Травля возникает тогда, когда людей объединяют в группе независимо от их индивидуальности и интересов, основа для этого – незначительный признак, например, год рождения, лишая при этом возможности свободного выбора группы. Многие жертвы травли вспоминают школьные годы как тюрьму или плен. В школе с демократическим управлением и профильными классами травля практически отсутствует. Ребенок, не выдержав травли, может сломаться. Во всех СМИ периодически появляются истории о самоубийствах, приносе оружия в школу, избиениях одноклассников. Такие истории – почти стопроцентный результат травли: жертва не выдерживает и решает мстить обидчикам. Некоторые убивают только себя.

Миф пятыйБуллинг возникает по причине различий между ребенком и теми, кто его окружает.

Каждый ребенок индивидуален и может столкнуться с травлей.
Такое явление происходит из-за того, что некоторые дети или взрослые считают самоутверждение подобным образом нормой. Достаточно одного активного человека, чтобы омрачить жизнь окружающих.

Миф шестойВ процессе травли участвуют два участника: тот, кто травмирует, и тот, кого травмируют.

Травля затрагивает каждого, кто об ней знает: жертву, нападающего и свидетелей. Последних она воздействует по-другому, но не менее сильно.
Внезапно никто не обращает внимания на опыт свидетельства, который влияет на людей, хотя те это не осознают. Удивительно, что крики о помощи остаются без ответа, так как все считают, что их это не касается.

Жертва и агрессор чувствуют присутствие наблюдателей, которые ведут себя по-разному: некоторые встают на сторону обидчика, другие защищают жертву, а третьи остаются безразличны. Последний вариант самый распространенный. Наблюдатели, молча созерцающие издевательства, – это лучшая опора для агрессора. Жертвы ненавидят нейтральных наблюдателей даже больше, чем самих обидчиков, потому что видят беспомощность и неспособность бороться. По ее мнению, таких людей следует опасаться, так как неизвестно, когда они могут предать.

Миф седьмой«Травля — это жизненный урок».

Если принято считать, что для жизни в современном мире необходима черствость и жестокость, то травля станет прекрасным учебным случаем.

По опыту известно, что большинство так поступает. При этом люди теряют ценности: доверие, собственную индивидуальность, способность к близким отношениям.
Все эти качества скрываются за защитной маской, которую человек не снимает в условиях современной, жестокой жизни.

Травимые в школе смогут преодолеть последствия такого опыта, как озлобленность, черствость, недоверие и замкнутость, только в обществе, которое поощряет индивидуальность и сотрудничество вместо соперничества. Такое сообщество поможет им «оттаять», но обычно люди, подвергшиеся травле, не могут сами его найти, им нужна помощь.

Перевод в другую школу

Переход в новую школу часто сопровождает стресс для ребёнка, однако иной раз альтернативы нет.
В начале учёбы в новом учебном заведении ребёнку может быть неуютно. Для успешной социальной адаптации важно соблюсти определённые условия.

В начале учебы в новом учебном заведении необходимо снизить нагрузку на ребёнка. Давление в новой школе и так велико: привыкание к новым одноклассникам, учителям, их требованиям, вхождение в новый коллектив. Часто в этот период успеваемость падает, а поведение ухудшается. Дополнительное давление со стороны родителей продлевает период адаптации. Главное для родителей – оказать поддержку ребёнку в этот сложный период жизни.

  • Родителям следует проявлять больший интерес к учебе ребёнка, оказывать помощь по мере возможности, а это касается не только выполнении домашних заданий. Ребёнок может попросить совет по взаимодействию с одноклассниками.
  • Чтобы ребенок легче адаптировался в новой школе, важно обеспечить соблюдение распорядка дня. Достаточный сон особенно необходим, так как учебный процесс может быть сложным для него в первое время. Помогите ему спланировать день, чтобы хватало времени на учебу и отдых, но не перегружайте его работой.
  • В новой школе у ребёнка возникнет недостаток общения из-за того, что друзья остались в прежней. Если район остался прежний, встречи с друзьями возможны после уроков. Однако смена школы часто приводит к одиночеству: новых знакомых ещё нет, а с прежними уже не общается. Родители должны поощрять общение ребёнка с новыми одноклассниками, участие в мероприятиях за пределами учёбы, экскурсиях, поездках.
  • Важно узнать о взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, однако следует избегать назойливости и прямого расспроса.

    Между родителями и ребенком должны быть доверительные отношения. Ребенок не должен бояться обращаться к вам за советом по поводу общения с одноклассниками или делиться впечатлениями.

  • Можно устроить дома небольшое торжество, чтобы ребёнок общался со сверстниками непринужденно. Родители при этом узнают, с кем учится чадо. Если ребенок не согласен, лучше не настаивать: возможно, в классе есть свои традиции и праздник будет неуместен.
  • Поддержка родителей очень важна ребенку. Если что-то не получается, подбодрите его, похвалите за успехи, даже малые. Не воспринимайте их как должное. В новой школе ребенок чувствует себя неуверенно, поэтому важно признать его достижения, особенно родительское признание.
  • Также важно поддерживать связь с учителями. Посещайте родительские собрания и принимайте участие в жизни класса, чтобы получить полное представление о жизни ребёнка в новой школе.
  • Ребенок привыкает к новой школе постепенно, этот процесс не происходит моментально, даже если малыш очень дружелюбный.
    Новая среда всегда может сбить с толку. Не стоит торопить события, важно оказывать ребенку поддержку и участвовать в его адаптации.

    Адаптационный период не должен быть слишком длительным, иначе трудности с учебой и рассеянность могут стать привычкой. Если ребенок долгое время не приспосабливается к новому классу, испытывает проблемы с обучением, не находит друзей среди одноклассников и сожалеет о переходе в новую школу, необходимо поговорить с ним и выяснить причину его неудовлетворения. В некоторых ситуациях полезно обратиться за помощью к детскому психологу.