1. Заря-заряница
Дети становятся в хоровод, а выбранная по считалочке Заря-заряница стоит за кругом и держит в руках платочек. Хоровод идет в одну сторону, Заря-заряница — в противоположную вдоль хоровода. Дети поют или приговаривают:
«Заря-заряница
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые».
После чего Заря-заряница кладет платочек на плечо каком-нибудь ребенку и говорит: «За водой пошла!» Тут же все дети хором: «Раз, два, три, не воронь, а беги, как огонь!» Сразу после этого Заря-заряница и ребенок, которому она положила на плечо платок, в разные стороны бегут вокруг хоровода и должны обежать полный круг. Отставший становится Зарей-заряницей.
2. Горелки
Здесь тоже главное — прибежать первым. Дети встают друг другу в затылок, впереди лицом к детям становится водящий — «горелка». Дети нараспев говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!» При этих словах последняя в колонне пара расцепляет руки, и каждый игрок со своей стороны бежит к голове колонны, «горелка» бежит им навстречу и старается кого-нибудь осалить. Если водящему это удалось, игрок становится «горелкой», если нет — добежавшие игроки становятся во главе колонны, а «горелка» остается водить.
3. Почта
Эта игра раскрепощает, учит разговаривать жестами и внимательно следить за тем, что делают другие игроки. Опять-таки ведущий выбирается по считалочке. А дальше начинается его диалог с игроками.
Ведущий: «Динь-динь-динь!»
Игроки: «Кто там?»
Ведущий: «Почта!»
Игроки: «откуда?»
Ведущий: «Из города (деревни, поселка, из леса и т.д.)
Игроки: «А что там делают?»
В ответ ведущий выдумывает все, что захочет» и называет действие: «веселятся, квас пьют, танцуют, стучат молотком и т.д.». Игроки должны изобразить это действие. Тот, кто замешкался или не повторил движение, платит «штраф»: листочек, палочку, цветок, камешек и т.д. После игры фанты надо отыграть: «штрафник» становится посреди других игроков — это «зеркало». Игроки по очереди подходят к нему, «смотрятся в зеркало» и что-нибудь делают: причесываются, чистят обувь, кривляются, пожимают плечами. «зеркало» должно синхронно повторять за игроком все его движения.
4. Кошки-мышки
В эту игру можно играть, когда детей больше 5. Считалкой определяют, кому быть кошкой, а кому — мышкой. Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг. «Кошка» стоит за кругом, «мышка» — внутри него. Задача «кошки» — войти в круг, чтобы поймать «мышку», но дети не должны ее пускать, закрывая перед ней вход (сближаясь друг с другом, опуская руки и т.д.). Если же «кошке» все-таки удается прорваться в круг, нужно быстро поднять руки вверх, чтобы выпустить из него «мышку. Когда «кошка» поймает «мышку», «кошка» становится в круг, «мышка» становится «кошкой», а на роль «мышки» по считалке выбирают другого ребенка.
5. Выше ножки от земли
Это усложненные салочки. В них интересно играть, если набирается больше 4 детей. По считалочке определяется водящий, который гоняется за другими детьми, стараясь из осалить. Салить нельзя, если «бегун» забрался на скамейку, лесенку, бревно, то есть его ноги не касаются земли. Тот, кого осалили, становится водящим.
В руки мячик я беру
Координацию движений и ловкость хорошо развивают игры с мячом. Таковых — множество. Мы выбрали порядком подзабытые, но от этого не менее интересные.