Всем спокойной ночи!
31.10.2019Все идет по плану
В грудном возрасте младенцы движимы заложенными природой рефлексами и генетической программой. Ребенок в основном только ест и спит. Но около 1−1,5 года ребенок все чаще руководствуется желаниями, душевными порывами, нередко идущими вразрез с потребностями организма. Так, у каждого малыша старше 2 лет могут возникать трудности засыпания, именуемые на медицинском языке инсомнией. Малыш отказывается идти в постель, даже когда сильно устал, подолгу вертится в кровати в поисках удобной позы, по ночам просыпается, просит воды, еды, горшок и т. п. или прибегает из своей кроватки к родителям. Такие «ночные бдения» доставляют взрослым массу хлопот, держат в напряжении. К тому же поздний отход ко сну негативно сказывается на психике малыша, ребенок переутомляется, становится капризным, не высыпается на следующий день.
Если малыш любит засыпать с мягкой игрушкой, можно вместе с ребенком сочинять сказки про приключения его любимого персонажа – это будет способствовать релаксации и развитию воображения, фантазии.
Организм живет в соответствии с определенными биоритмами. Важно организовать режим и придерживаться его изо дня в день. Маленьким детям необходимы длительные прогулки на свежем воздухе, легкие физические нагрузки, игры, сбалансированное питание и, конечно же, полноценный отдых. До 4−5 лет обязателен дневной сон, который, впрочем, показан и старшим дошколятам, и даже повышенно утомляемым младшим школьникам. Родители должны следить, чтобы малыш не переутомлялся, ведь перевозбуждение − серьезная нагрузка на нервную систему ребенка, которая отражается и на психоэмоциональном и интеллектуальном развитии крохи. Выстраивая режим, следует руководствоваться внутренними биологическими часами ребенка, его возрастом и рекомендациями педиатров.
Создать атмосферу
Малышам сложно примириться с необходимостью отправляться в кровать, поскольку им кажется, что они пропустят нечто невероятно удивительное. Ребенка нужно морально подготовить. Не стоит прерывать важное занятие, мультфильм, игру на «самом интересном месте». Следует загодя предупредить кроху, что «через 20 минут пойдем купаться, читать и спать»: ребенку требуется время, чтобы перестроиться. Резкое прекращение занимательной игры или разговора и взрослому человеку дается непросто, а уж ребенку, у которого переключение внимания происходит медленнее, и подавно.
Старайтесь избегать перед сном шумных игр, просмотра телепрограмм, фильмов, возбуждающе действующих на детскую психику, – иначе утихомирить малыша и обеспечить спокойный сон будет сложнее.
В спальне, где спит малыш, не должно быть слишком душно или слишком холодно; перед сном нужно проветрить комнату, приглушить свет. Подготовка ко сну должна состоять из ежевечерних «ритуалов», которые будут ассоциироваться с предстоящим укладыванием. Таким ритуалом может быть теплая ванна, в которую при случае (когда малыш сильно утомился) можно добавить детскую смесь ароматических масел, действующих успокаивающе и усыпляюще. Переодевание в пижаму − тоже ритуал. Как и чтение книжки.
Литературные посиделки можно чередовать с задушевными беседами, обсуждением прошедшего дня, завтрашних планов или семейных историй. Некоторые малыши обожают слушать рассказы о детстве родителей, бабушек, дедушек − такие «семейные предания» в вечерней тишине умиротворяют и дарят чувство защищенности.
Некоторые продукты могут стать «подспорьем» в укладывании ребенка, поскольку оказывают влияние на эмоциональное состояние. Всем известно, что кофе и чай бодрят, но мало кто знает, что кукуруза, овес, рис, изюм, бананы, помидоры, молоко, мед содержат мелатонин – он регулирует сон и является прекрасным безвредным «снотворным».
Найти причину
Любо праздничное событие требует от ребенка значительных психоэмоциональных затрат. К вечеру малыш может чувствовать себя «выжатым словно лимон». Взрослый человек, утомившись, ложится отдохнуть, а ребенок, напротив, принимается капризничать, плакать, протестовать, не может заснуть. После любого события нужно создать дома тихую, спокойную обстановку и пораньше положить кроху спать. Если истерики избежать не удалось, важно помнить, что плачем ребенок снимает накопившийся стресс. Некоторым детям требуется погрустить в одиночестве, других необходимо поносить на руках, но никогда не следует оставлять малыша без утешения − это породит чувство вины и в дальнейшем может привести к развитию комплексов.
Поглаживания под колыбельную и тусклый свет ночника успокоят кроху и быстро отправят «в объятия Морфея».
Впрочем, иногда яростное нежелание ложиться спать может быть продиктовано… страхами. Многие дети не признаются родителям, что безумно боятся «Бабы-яги, заглядывающей в окно» или «Змея Горыныча, выползающего из-под дивана», и не хотят отправляться спать в отдельную комнату, где останутся в темноте наедине с этим ужасом. К детским страхам нужно относиться с пониманием. Нельзя отмахиваться и тем более высмеивать ребенка − это лишь загонит проблемы глубоко внутрь. Выявить детские страхи можно, предложив ребенку нарисовать картинку на свободную тему или внимательно присмотревшись к играм малыша. Если кроха часто изображает монстров, играет в агрессивные игры, это может свидетельствовать о страхах. Преодолеть трудности реально, только установив доверительный, дружеский контакт с малышом. Иногда родители могут справиться с проблемами самостоятельно, но в иных ситуациях требуется помощь профессионального детского психолога.
Укладывать ребенка в кровать следует засыпающим, но не спящим. Кроха должен привыкнуть засыпать самостоятельно, иначе при случайном пробуждении малыш может испугаться, и родителям придется укачивать кроху.
В редких случаях инсомния или частые пробуждения по ночам могут говорить о более серьезных нарушениях нервной системы. Когда родители встают к ребенку по 10 раз за ночь, это – повод для обращения к врачу-неврологу или сомнологу. Степень нарушения специалист сможет определить с помощью полисомнографии − записи показателей жизнедеятельности организма во время ночного отдыха. Сегодня подобное исследование проводится в некоторых поликлиниках и больницах и помогает выяснить состояние нервной системы ребенка, работу сердца, органов дыхания. После постановки диагноза врач разрабатывает лечебную тактику, которая может включать в себя как поведенческие меры (налаживание режима дня, изменение ритуалов отхода ко сну), так и медикаментозную терапию.