Воспитание детей без привязанности к гаджетам
14.02.2022Gpointstudio/Getty Images/iStockphoto
Ксения БароноваПсихология
Психолог для детей, семейный психолог, арт-терапевт.
Гаджеты стали неотъемлемой частью жизни: средство связи, общения, передачи информации, работы, отдыха и развлечений. Родители и эксперты продолжают спорить о пользе и вреде гаджетов. Как развивается зависимость у детей и как её предотвратить?
В использовании гаджетов важно найти баланс.
Мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Человек использует во благо всё, даже то, что может быть потенциально опасно: научился и учит детей безопасно применять газ, воду, электричество, правила дорожного движения, управлять техникой и многим другим.
И с гаджетами так же: важно не в самих устройствах, а в безопасном их использовании. Детей необходимо этому обучать. Часто родители эту сторону недооценивают и пропускают мимо ушей. Глупо.
Привязанность к получению удовольствия от чего-то, стремление удовлетворить потребности, которые нельзя иначе исполнить, неотразимое желание объекта привязанности и боль его отсутствия.
Представьте, что вы своему 5-8 летнему ребенку разрешаетеНаучить годовалого ребенка управлять автомобилем и включать газ или пользоваться миксером можно, аргументируя это тем, что «это реальность нашего времени, без умения владеть этими инструментами современному человеку не обойтись».
Вред некоторых родительских привычек может быть не сразу заметен, однако именно они могут спровоцировать гаджетозависимость у ребенка в будущем. Важно помнить: вред исходит не от гаджетов самих по себе, а от привычек, связанных с их использованием. На первый взгляд эти привычки кажутся безобидными. Однако они способны формировать опасную зависимость, преодоление которой – задача сложная и требующая отдельного внимания.
Навязчивое использование гаджетов негативно влияет на психику и может спровоцировать игроманию, признанную Всемирной организацией здравоохранения этой весной серьезным психологическим расстройством.
С момента появления ребёнка включают телевизор для фона.
Вечно работающий телевизор или компьютер, телефон с мультфильмами и прочим контентом, перед которым «замирает» еще не научившийся ходить малыш, телефонный фон, в котором живет мама — становится обычным делом для ребенка.
Anchalee Yates/EyeEm/Getty Images
Формирование привычки к основному развлечению и досугу, без которого ребенку скучно, приводит к тому, что заинтересовать потом книгами и развивающей деятельностью почти невозможно при бесконтрольном постоянном фоновом режиме этого развлечения. Привычка взрослых отвлекаться телевизором приучает ребенка не думать и не уметь занимать себя. Если мама без фона не может, лучше включать радио или музыку без видеоизображения.
Привычка 2. Наказывать ребенка мультиками
Использование мультфильмов и игр на гаджетах для управления поведением ребенка. наказаниеЕсли манипулирование, побуждение к желаемым действиям (самые распространенные — поесть, убрать игрушки, одеться и проч.), то впоследствии ничто другое, никакие уговоры, объяснения, крики, наказания не будут действовать. Используя этот лёгкий и быстрый инструмент, вы заранее соглашаетесь на эти условия, выигрываете тактически, но проигрываете стратегически, формируя привычку.
Смартфон доступен с младенчества.
До трёх лет — раннее детство. Если гаджет оказывается в руках ребёнка раньше и чаще, чем обычные игрушки, игры, книги, картинки, материалы для творчества и предметы обихода, с которыми любят играть малыши, это мешает нормальному психическому и физическому развитию.
С самого малого возраста залог развития познавательного интереса составляют развитие сенсорной системыЭто комплекс развития тактильных, вестибулярных, зрительных, обонятельных, слуховых, вкусовых, пространственных и различных ощущений и восприятий.
Когда предпочтение отводится только одному виду, все остальные страдают.
Фоновый показ телепередач снижает качество опыта ребёнка, препятствует полноценному развитию, отвлекает от изучения мира посредством других видов восприятия.
Для гармоничного развития ребенка, даже спустя три года, необходимы живой контакт и живые игры с реальными людьми.
NoSystem images / E+ / Getty Images
Не допустить зависимости — три главных принципа
Уменьшив до минимума упомянутые три фактора, вы поможете ребенку не только развиваться, но и предупредить формирование в будущем зависимости от гаджетов с раннего детства.
Дайте ребёнку возможность реализовать основные потребности – в любви, привязанности, познании – проживая естественные этапы развития, общаясь с окружением и людьми, а не играя на гаджетах.
-
Прежде и больше смартфона — книжки с картинками, обычные игрушкиПирамидки, кубики, мячики и обычные безопасные вещи. Лучше убрать гаджеты подальше и не предлагать их ни для игры, ни как отвлекающий фактор, ни во время еды, ни если малыш капризничает.
Это облегчает вашу жизнь, но усложняет для ребенка, его мозг еще не достаточно развит, чтобы обрабатывать ненужную ему информацию.
-
Не сдавайтесь, не бойтесь слез ребенка, не пасуйте перед его сопротивлениемЕсли разрешили посмотреть один мультфильм, значит, только один. Если полчаса — именно полчаса. Будьте последовательны. Если не будет исключений из правил, а родители будут едины, то ребенок поймёт, что манипулировать бесполезно.
-
Избегайте наказаний и поощрений гаджетами. Это распространённая ошибка. Лишение гаджетов обычно приводит к обратному результату — ребёнок всё больше желает его, готов на всё ради него, гаджет становится желанным объектом. Лишение закрепляет страх остаться без мобильника, вызывает сопротивление и не исправляет ситуацию.
Не запрещайте ребенку пользоваться гаджетами, а учите его делать это разумно, так же, как обучали бы чему-нибудь другому. Это долгий и трудоемкий процесс, как и любое обучение. Не ждите мгновенных результатов; каждое достижение, в том числе и «победа над гаджетами», – результат длительных усилий и терпения. Начните заниматься этим вопросом как можно раньше, чтобы облегчить себе жизнь в будущем. Это ваши инвестиции в здоровье ребенка.