Вместо 5-балльной системы — 0, 1 и 2: в московской школе ввели новую систему оценок

Вместо 5-балльной системы — 0, 1 и 2: в московской школе ввели новую систему оценок

25.10.2023 Lora
Вместо 5-балльной системы — 0, 1 и 2: в московской школе ввели новую систему оценок
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Новый порядок выставления оценок имеет название Система Критериального Оценивания (СКО). Теперь детям ставят только оценки 0, 1 и 2. При этом в конце каждого урока дети заполняют маршрутные листы (МЛ), в которых отмечают, насколько хорошо усвоили тот или иной материал. Данная система имела под собой благие намерения, ведь изначально она создавалась для того, чтобы дети не были зациклены на оценках, а сосредоточились на том, как усвоить знания и заполнить пробелы. Но то, во что это вылилось на практике, не устраивает многих родителей. Некоторые даже перевели детей из прогрессивной школы в другие.

В чем суть новой системы критериального оценивания

«В школьной системе оценивания по-прежнему все 5 оценок. Традиционную оценку ученики получают за каждую тему, за триместр и за год. Но формируется эта оценка действительно непривычным способом.

Вместо 5-балльной системы — 0, 1 и 2: в московской школе ввели новую систему оценок

На каждую тему есть перечень достигаемых образовательных результатов. Результаты эти прописаны в федеральных рабочих программах по предмету и не являются результатом творчества учителя. Для их оценивания учитель дает ученикам задания. Каждое задание оценивается по шкале 2-1-0.

2 балла — качественное выполнение или минимальное количество ошибок, 1 балл — несколько ошибок (сколько именно, известно заранее), 0 баллов — остальные варианты. Это не оценка! Это балл за выполнение конкретного задания. Такие баллы ученик получает и в процессе изучения темы, и за итоговую работу. В конце каждой недели родители получают табличку, в которой прописано по каждому предмету, сколько баллов можно было набрать и сколько набрано. И по каким образовательным результатам произошел «сбой». Сумма баллов за всю тему переводится в оценку. Схема перевода определена заранее — и, кстати, она такая же, как в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Вместо 5-балльной системы — 0, 1 и 2: в московской школе ввели новую систему оценок

Итак, в критериальной системе оценивания ученики и родители заранее знают, каких результатов нужно достичь, видят, как результаты достигаются в процессе, видят привычный результат (отметку) в конце. На практике у троечника при такой системе больше шансов получить 4, а у хорошиста — 5, а для часто болеющих детей продуманы свои меры поддержки.

Критериальная система не идеальна, но она может быть лучше привычной отметочной (которая к тому же по сути сведена к тем же трем баллам). Но она новая и непривычная, так что вопросы родителей понятны».

Что пошло не так

Родители 1514 школы недовольны тем, что о введении новой системы оценивания их не предупредили заранее, а поставили перед фактом на собрании 5 сентября. Пока дети не попробовали учиться по новой методике, сложно было понять, насколько она приемлема и подходит ученикам.

Вместо 5-балльной системы — 0, 1 и 2: в московской школе ввели новую систему оценок

На практике выяснилось, что Где 2 балла ставят за работу, которая сделана полностью без ошибок и помарок, 1 балл — за работу, где до 5 ошибок или помарок (в стандартной 5-балльной системе за это ставят 3), 0 баллов — более 6 ошибок и помарок.

Родителей беспокоит, что пропуск контрольной по болезни или неправильно понятое задание приводят к оценке 0. К тому же получается, что баллом 1 сравняли хорошистов и троечников, а 2 балла получают только те, кто все выполнил идеально, но ведь ученики начальных классов могут сделать все правильно, но допустить помарку.

Но больше всего их раздражают маршрутные листы, на заполнение которых ребенок тратит львиную долю времени, но в реальности недостаточно объективно оценивает свои знания.

Вместо 5-балльной системы — 0, 1 и 2: в московской школе ввели новую систему оценок

пример маршрутного листа

«Успеваемость скатилась, провести оценку знаний вообще невозможно. Невозможно понять пробелы ребенка в теме, потому как получив единицу сравняли всех и хорошистов, и отличников, и отстающих. Работы на руки родителям не выдаются. Домашние работы, работа у доски, выученные стихи, рефераты (сообщения) и т.д. вообще перестали оцениваться оценкой в табеле успеваемости. Упала мотивация учеников», — пишут в сообществе родители.

Родители, которых не устроили нововведения, написали обращение на имя директора школы Анны Беловой и попросили отменить двухбалльную шкалу оценивания во всех начальных классах. Они собрали 900 голосов против этой системы (всего учеников 1500).

Главные недостатки СКО

  • За домашнюю работу и творческие задания оценки не выставляются. Дети не понимают, зачем их делать.

  • Отметка 1 приравнивается большинство детей — тех, у кого в работе 2 помарки и тех, у кого всегда по 5 грубейших ошибок. Дети не видят смысла лучше стараться, если знают, что на 2 балла не смогут выполнить работу, подает мотивация.

  • Дети не в состоянии оценить, как хорошо освоили тот или иной материал и просто наобум ставят галочки в маршрутном листе.

  • При переводе в пятибалльную шкалу отметки занижаются, а при переводе в другую школу семье, по данным родителей, выдают справку о том, что ребенок учился в учреждении, где введена СКО, табель успеваемости не выдают.


Источник