Вижу, слышу, чувствую
О том, что у каждого из нас есть ведущая сенсорная система (аудиальная, визуальная или кинестетическая), сегодня знают почти все. При этом не всегда мы соотносим это с презентацией учебного материала. А зря! Подаваемый в «чужой» системе урок сложен вдвойне, ведь материал не цепляет, не вдохновляет. При этом «своя» система тоже не выключается, а значит, ребенка постоянно отвлекают более яркие сигналы. Трудно и взрослому: после объяснений «в пустоту» он начинает раздражаться, злиться. Даже если учитель старается этого не показывать, малыш чувствует негативные эмоции и совсем «закрывается». Круг замыкается.
Понять, какая из сенсорных систем у вашего ребенка ведущая, можно довольно рано.
-
Малышу-визуалу очень важно видеть маму. Он спокоен, когда она находится в поле его зрения. Подрастая, визуал будет ползать за мамой по всему дому и рыдать, если она оказалась за закрытой дверью. Для него, более чем для других сверстников, действует правило: то, чего я не вижу, не существует. Поэтому скрывающаяся за соседней стеной мама исчезает для малыша навсегда…
-
Ребенок-аудиал чувствует себя уверенно и защищенно, когда слышит мамин голос. Родители таких детишек подмечают, что их можно спокойно оставлять одних в комнате (в кроватке, в манеже) и заниматься домашними делами, если при этом активно с ними разговаривать. Такие малыши любят сказки, песенки и стишки, активно повторяют звуки за взрослыми. С другой стороны, именно они активно реагируют на все шумы в доме, пугаются внезапного звонка, шума дрели или пылесоса, яркого незнакомого голоса.
-
Маленькие кинестетики — «ручные» дети. Им хорошо, когда мама держит их на руках или носит в слинге. Они не любят сидеть спокойно и очень подвижны — все хватают, вертят, бросают, тянут в рот. Кинестетики очень чувствительны к фактуре материалов того, что их окружает. Прежде чем приступить к объяснению «урока», несколько дней просто понаблюдайте за малышом в совместных играх. Вы легко заметите и почувствуете, в каких случаях (и учебных предметах) он готов слушать рассказы, в каких предпочтет рассматривать и рисовать картинки, схемы, карты, а в каких — использовать предметы, ставить опыты и проводить эксперименты.
Опираясь на эти наблюдения, вы легко сможете подстроить свои занятия под индивидуальность вашего чада. Например, малышу-аудиалу можно рассказывать смешные стишки и сказки про числа, с визуалом — закрашивать лишние фигурки в специальных тетрадках, а с кинестетиком — считать конфеты, ступеньки и проезжающие машинки.