Начало пребывания в детском саду – сложный этап для ребенка и родителей. По утрам малыш капризничает, не желает расставаться с матерью, плачет, кричит. Вечером он может быть подавленным или, наоборот, перевозбужденным, чрезмерно активным. Чтобы пройти этот период привыкания побыстрее, важно правильно подойти к адаптации ребенка. В противном случае нежелание идти в сад, капризы и слезы могут затянуться на длительный срок.
Развитие самостоятельности у ребенка
Родителям рекомендуется обучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, пользоваться ложкой и вилкой, ходить на горшок до начала посещения детского сада. Если к этому моменту малыш освоит эти навыки, адаптация в саду будет более легкой.
Чтобы ребёнок быстрее научился самостоятельно одеваться и раздеваться, стоит купить простые и практичные вещи без лишних крючков и пуговок. Лучше всего подойдут кнопки, расположенные спереди, чтобы малыш мог сам застегивать и расстегивать одежду, а не ждать помощи воспитателей или нянечек. Немаркую одежду лучше приобретать для того, чтобы избавиться от лишней стирки, и чтоб ребёнок не боялся испачкаться и заработать неодобрение воспитателя. В качестве варианта для девочек подойдут майка и джинсовые юбки на резинке или сарафанчики на кнопках. Мальчику лучше всего подойдут футболка и шортики на резинке.
Обувь должна позволять ребенку одевать её самостоятельно. Она должна быть по размеру: ни слишком тесной, ни слишком свободной, чтобы не слетать с ноги и фиксироваться ремешками. Липучки — самое удобное крепление.
Дома необходимо пропрактиковать одевание и раздевание в одежде для сада. Необходимо носить её какое-то время дома, чтобы привыкнуть, ведь в саду может оказаться, что в ней ребёнку неудобно или неловко.
Режим дня перед походом в садик
В течение месяца-двух нужно стараться как можно больше сблизить распорядок дня ребёнка с расписанием детского сада.
с 7 до 7 30 – подъем;
Режим следует придерживаться строго, отклоняясь максимум на полчаса в праздничные дни или выходные. Это особенно важно во время привыкания к детскому саду.
Ребятишкам, постоянно находящимся под присмотром мамы, привыкнуть к садуcology сложнее всего. Чтобы помочь малышу адаптироваться, за время до посещения детского сада старайтесь чаще оставлять его с другими членами семьи. Это станет своеобразным «тренингом расставания» перед садиком.
Как постепенно приучить к садику
В первые дни пребывания ребенка в саду его время не должно превышать трех часов. Воспитатели и педагоги сообщат вам об этом. Рекомендуемая схема: два дня по часу, затем несколько дней по 2-2,5 часа, а далее по три часа. Ее следует придерживаться в течение двух недель. После этого можно постепенно увеличивать время пребывания. Примерно через месяц малыш может оставаться до сна. Только спустя месяц постепенной адаптации его можно оставлять на весь день. Представленная схема приблизительна. Каждый ребенок индивидуален и нуждается во времени для полной адаптации к детскому саду. Некоторые сады разрешают матерям присутствовать рядом в период адаптации.
Психологический комфорт малыша
Необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада психологически. Объясните ему, что такое детский сад, а лучше покажите наглядно. Пойдите туда вместе, посмотрите на детей во время прогулки, расскажите, чем еще занимаются в садике (играют, кушают, спят) и как это интересно.
Можно поиграть дома в «детский сад» с куклами: дайте им различные роли — воспитателя, родителей, детей. Утром родители отводят детей в садик, где они едят, играют, спят, гуляют. Вечером родители забирают их. Можно фантазировать и показывать разные ситуации, используя лица или членов семьи.
Похвалите малышку за посещение детского сада. Скажите, какая она молодчинка, теперь уже большая, как мама и папа.
Как вести себя родителям
Каждый родитель волнуется, приводя ребенка в группу впервые. Не стоит проявлять беспокойство малышу. При расставании необходимо сохранять спокойствие и решительность. Важно сказать ребенку о времени возвращения, чтобы не возникло мысль о том, что он остаётся в садике навсегда. Информацию следует подавать доступно: «я приду за тобой, когда ты поешь или поспишь». Если ребенок очень тяжело переживает расставание с матерью, пусть его в сад приводит отец или бабушка.
Когда вы встретите ребенка из детского сада, обязательно спросите о прошедшем дне и делах, пока вас не было. Хвалите его за успехи. Если малыш совершил ошибку, объясните, как поступать правильно. Так он поймет, что родители помогут решить любую проблему, возникшую в группе.
В период адаптации к детскому саду старайтесь проводить с ребенком как можно больше времени, после садика можно прогуляться. Ребенок наберется новых впечатлений и отвлечется от переживаний. Можно побаловать чем-нибудь приятным, главное – не переусердствовать.
В период адаптации лучше избегать сильных эмоциональных воздействий. Отложите посещение цирка и кино, ограничьте время просмотра телевизора. Всё это может привести к перевозбуждению ребёнка.
Лучше отложить начало посещения детского сада до периода с двух до два с половиной лет или подождать до четырех лет.
Специалисты имеют разные взгляды на вопрос о возрасте начала посещения детского сада. Некоторые полагают, что три года — оптимальный возраст, другие высказывают противоположное мнение. Третьи же настаивают на том, чтобы родители сами решали, когда ребенок готов к детскому саду.
Всегда проявляйте уважение к воспитателям и персоналу детского сада. Избегайте критики их действий при ребенке, не высказывайте негативных суждений о самом учреждении, даже если считаете их справедливыми. Как отмечает социальный педагог О. Морозова, подчеркивайте позитивные моменты. Короткими замечаниями родители могут сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду. Если малыш отказывается идти в сад, сделайте перерыв и расскажите ему о интересных занятиях, которые его ждут там.
Рекомендуется, чтобы период адаптации в детском саду не припадал на другие важные моменты жизни: появление младшего брата или сестры, развод родителей, переезд.
В период адаптации важно проявлять максимальное терпение к переменам в поведении малыша, так как ему непросто адаптироваться к новому месту: комнате, педагогам, сверстникам, распорядку дня и более жёстким правилам.
Учимся дружить
Важно обращать внимание на то, как ребёнок взаимодействует с сверстниками в группе.
Умение общаться важнее усвоения школьных знаний.
Важно спрашивать у ребенка о друзьях в детском саду, о любимых товарищах, играх и компаньонах. Необходимо обучить взаимодействию с другими: делиться игрушками на площадке, предлагать совместную игру, а также не принимать близко к сердцу отказ.
Расспросите воспитателя о взаимодействии вашего ребенка с другими детьми. Приходите в группу и понаблюдайте за его поведением: принимает ли участие в играх, вежлив ли с сверстниками, не обижает ли он кого-либо или наоборот – его самого кто-то обижает? Наблюдение поможет скорректировать поведение ребенка. Объясните, что драться нельзя, но если кто-то обидел – нужно дать отпор. Если вы не можете решить проблему самостоятельно, обратитесь к детскому психологу. Лучше всего выявлять проблемы в общении на ранней стадии и предупреждать их, чтобы они не усугубились.
Защита ребенка от инфекций
В детском саду ребёнок знакомится с разными детьми и подвергается риску заражения различными вирусами, что особенно актуально в начале посещения детского сада.
Во-первыхРебенка нужно одевать правильно, чтобы ему не было холодно, но и не слишком тепло. Осенью и весной в группе прохладно, а зимой – наоборот, может быть жарко.
Во-вторыхЕсли заметите, что ребенок чихает, кашляет или у него насморк, заберите его домой и вызовите врача. При обычном ОРЗ лечение проходит быстро, при более серьезных случаях оно может длиться дольше.
Враги иммунитета ребёнка, пробираясь в организм, могут привлечь к себе других вирусов, коих предостаточно в компании. Ребёнок, пораженный недугом, способен передать инфекцию остальным.
Чтобы предупредить вирусные болезни, ежедневно можно закапывать ребенку в нос капли интерферона или проводить промывания морской водой. При частых болезнях стоит проконсультироваться с иммунологом и педиатром, сдать анализы на аллергию.
Закаливание
Наиболее действенный метод профилактики простудных заболеваний – закалятьсяТренировка теплорегуляции увеличивает устойчивость к переохлаждению. Закаливание предохранит от инфекций и усилит иммунитет, эндокринную и нервную системы, улучшит работоспособность.
Прогулки — самый простой метод закаливания. Дошkol’niku нужно гулять минимум четыре часа ежедневно. К общим методам закаливания также относятся проветривание помещения перед сном и ночлег при открытой форточке.
Советы психолога
В заключение можно посоветовать родителям держать при себе краткий справочник по адаптации ребенка к детскому саду.
5 «нужно»
Ребенку нужно освоить навыки самообслуживания: самостоятельное одевание, приемы пищи и посещение туалета.
5 «нельзя»
- Вызывать у ребёнка страх перед детским садом, высказываться о его сотрудниках недоброжелательно при малыше.
- С первого дня оставлять на целый день.
- Водить в садик больного малыша.
- Наказания за энурез и капризы в адаптационный период недопустимы. Изменения в поведении обусловлены нервным напряжением, а не преднамеренным непослушанием или негативными чертами характера.
- С DRESSING baby TOO MUCH or NOT ENOUGH is EASY .