Женя проводит мастер-классы, игротеки, кружки, фестивали и туристические слеты, ходит с детьми в водные, пешие и лыжные походы, пишет книги для детей и их родителей. А главное, она знает все о том, когда нужно начинать заниматься с ребенком математикой и как это правильно делать. А еще Женя — мама двух деток и счастливая жена. Как появилась идея и как возникла необычная математика Жени Кац – об этом в нашей беседе с автором.
СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Женя, давайте начнем с самого начала. В семье появился ребенок. Некоторые родители полны энтузиазма сразу же – когда он еще головку-то не держит – начинать учить буквы и цифры. Признаться, я и сама такая была – обвесила кроватку учебными картинками. Что скажете вы как опытный педагог: когда начинать заниматься математикой? Не вредно ли учить, скажем, двухлеток цифрам? И чем в этом смысле интересна веселая математика для дошкольников Жени Кац?
Женя Кац: Это и не вредно, и не полезно. С таким же успехом можно учить кроху хоть иероглифам. Если ребенку нравится запоминать абстрактные картинки, можно в это поиграть, но цифры сами по себе в два года ему не нужны. Полезнее научить его здороваться, давать руку в хороводе, играть в игры по правилам, строить башни из кубиков или куличики в песочнице. В 3–4 года важно уметь «переводить с языка на язык»: если я сказала «мяу» четыре раза, то надо показать четыре пальца, а если я сказала «гав-гав» – прыгнуть два раза. Ведь знать цифры – не значит уметь считать. Многие дети могут по порядку досчитать до ста, но при этом, если им надо показать на пальцах «шесть», они сначала пересчитывают пять пальцев на одной руке, а потом уж добавляют один палец на другой руке. Это нормально. В таком случае хорошо бы научить ребенка, скажем, показывать 4–5–6 пальцев разными способами (например, «шесть» можно показать как пять плюс один, или четыре плюс два, или три плюс три). Это куда полезнее, чем заучивать таблицу сложения наизусть. Просто считайте – поровну ли чашек и ложек? Хватит ли всем яблок? Можно ли разделить все пирожные поровну? Есть хорошая книжка Леонида Венгера, где много отличных методических идей: «Домашняя школа мышления». Можно также играть с ребенком в пальчиковые игры, в разные конструкторы и кубики.