В угол – правильно ли это?

Рубрики:

Современные подходы к воспитанию предусматривают лишь вежливые формы наказания и исключают всякое физическое воздействие. Споры вызывают методы использования угла как средства воспитания. Рассмотрим доводы за и против помещение ребенка в угол, оценим потенциальные плюсы и возможности формирования личности с помощью такого метода.

За и против наказания «углом»

Психологи, психиатры, педагоги раннего развития и детские неврологи спорят о пользе отсидки для ребенка в углу. Часть специалистов считает, что ограничение движения может негативно сказаться на психике, а другие видят в этом эффективном методе воспитания, который не нарушает прав малыша.

Итак, основные аргументы За:

  • Вместо физических наказаний лучше ограничить ребенка, например, поставив его в угол.
  • Эффективность метода обусловлена тем, что ограничение движения для маленького человека – сложное испытание. Попав в подобную ситуацию, человек попытается её избежать повторно, формируется условный рефлекс.

Мнения Против:

  • Негуманность метода.
    Многие психологи считают этот метод жестоким, хотя физического насилия в нём нет. Стоя лицом к стене может быть обидным, постыдным и унизительным для ребёнка. В дальнейшем это может привести к низкой самооценке и нестабильному эмоциональному поведению.
  • По мнению противников, постановление ребенка в угол нельзя считать наказанием.

Что говорит наука

В рамках официальных исследований, проведённых в американских семьях при участии психологов, участники были разделены на три группы.

  1. Первыми на ошибку малыша отвечали словами – разъясняли поступок, обговаривали будущие действия.
  2. Вторые родители разрешали конфликты посредством компромиссов.
  3. В третьей группе за проступок немедленно применили наказание – изгнание из общества. Ребенка помещали на стул в углу или уводили в другую комнату.

Исследования выявили эффективность первых двух методов при непослушании или капризах ребёнка. В ситуации конфликта или истерики компромиссы и доводы не оказывались действенными. Однако метод временного исключения ребенка из конфликтной зоны давал положительный результат. Информационный вакуум позволял ребёнку взять под контроль эмоции и успокоиться.

Исследования показывают, что ребенку, потерявшему концентрацию и игнорирующему тихую речь, «угол» эффективнее крика или физического наказания.

Как же правильно ставить в угол

Первое правило подходит для детей, которые ведут себя неуправляемо, дракуются или шумно кричат.

Место

«Угол» — это общее название. Как место наказания может использоваться собственно угол в комнате, так и стул в любом месте, соседняя комната без людей, а даже лавочка в парке, если хулиган разгулялся на улице.

Место должно быть максимально однообразным — без игрушек, книг, друзей и родственников. В некоторых детсадах в «местах отчуждения» развешивают печальные смайлики, чтобы дети понимали серьезность ситуации.

Время

Существует чёткий порядок действий, требующий соблюдения. Длительность наказания измеряется минутами и равна возрасту ребёнка в годах. Например, трёхлетнего ребёнка ставят в угол на три минуты, а десятилетнего — на десять минут. При необходимости, если по истечении срока ребёнок всё ещё злится, можно продлить время на половину.

В уголке не место для часов, их движения не гуманны и бессмысленны.

Подготовка к наказанию

Чтобы применить метод, нужно ребенку объяснить суть правила и назначение угла. В благоприятной обстановке ребенка ведут к углу и сообщают о том, что за выполнение определенных действий его отправят туда.

Правило 1Необходимо указать не более пяти конкретных поступков: кусание, драка, бросок предметов, нанесение вреда сестре.

Правило 2Ребенка приводят в угол, чтобы в тишине ребенок обдумал свой поступок и то, кто от него пострадал или получил вред.

Наказание призвано увести ребенка из обстановки ссоры в самую неинтересную точку, чтобы дать ему возможность успокоиться и передохнуть. Вера в то, что он раскается за свои действия, находясь в изоляции, ошибочна.

Правило 3Устанавливаем время и сразу рассказываем ребёнку, что он будет сидеть в углу до тех пор, пока стрелка часов не сдвинется нужное число раз.

Правило 4Когда ребенок выдержит своё назначенное время и успокоится, нужно обсудить, за какой поступок его наказали, как он себя сейчас чувствует. похвалите его за терпение и ещё раз расскажите о правилах на будущее.

Процесс наказания

Остаются ещё некоторые моменты, требующие внимания для того, чтобы наказание не показалось мнимым. Рассмотрим их подробнее.

  • В случае проступков, перечисленных ранее, наказание должно последовать сразу же. Задержка наказания, например, в угол вечером или через час, бессмысленна для ребенка. В итоге связь между поступком и наказанием останется неясной, даже если вы подробно объясните ее.
  • Сохраняйте спокойствие. Без криков, оскорблений и телесных наказаний разъясните малышу, что будет дальше: на какой период времени, куда и с какой целью вас отправит.
  • Не делайте никаких уступок. Если угроза наказания вызывает слезы или новую истерику, сохраняйте последовательность и придерживайтесь договоренностей. Жесткость не следует путать с жестокостью. Объясните ребенку спокойно и доброжелательно, что избежать наказания невозможно, и оно скоро закончится.
  • Стояние или сидение в углу не должно быть развлечением. Если ребенок разворачивается лицом или уходит из угла нужно спокойно и настойчиво возвращать его обратно, напоминая о заслуженности наказания и показывая на часах время окончания наказания. Можно использовать звуковой таймер.

Ребенку нужны четкие границы, установленные правила, которые он должен соблюдать, как семейные законы. Некоторые могут нарушать правила, особенно под влиянием эмоций, не осознавая этого. Будьте последовательны в своих намерениях и выполняйте договоренности. Использование наказания в виде удаления ребенка в угол может быть приемлемым, если это выполняется без жестокости, ругани и рукоприкладства.