А, если он не хочет?
Если ребенок четко понимает систему поощрений и наказаний, то для эффективности учебы вполне возможно прибегать и к ней. Но тогда эта система должна работать всегда, только при этом условии она закрепится у ребенка в голове, как на уровне рефлекса.
Если ребенок не хочет заниматься ни в какую, значит что-то пошло не так. Или ему уже объяснили, что учеба это тяжело и плохо, или процесс учебы для него протекает травматично, орут на него родители, например. После такого, кстати, малыш может на всю жизнь укрепить стойкую неприязнь к учебе. В каждом таком отдельном случае категорического отказа от учебы необходимо разбираться и иногда, кроме прямого принуждения, больше вариантов, увы, не остается. Звучит прямое принуждение примерно так: «Я работаю, работа – это очень важно. Для тебя учеба – это работа. Я работаю, и ты будешь работать, садись и учись!» Очень важно понять, что уговаривать в такой ситуации не годится, поскольку подобный способ общения делает ребенка и родителя равными, а так в момент учебы им общаться нельзя. Если ребенок начнет сомневаться, кто тут главный, он может вообще прекратить делать что-либо, поэтому родитель обязан быть тверд (но не жесток, без применения физических наказаний), точно знать, что он хочет и показывать это ребенку так, чтобы у того не оставалось никаких сомнений в компетенции и уверенности взрослого. Система: «Я – начальник, ты – дурак», как это не покажется кому-то диким, в ситуации, когда дело касается именно учебы, оказывается самым разумным и действенным вариантом.