![Ученик сильно испугался рассказа учителя о военной операции Ученик сильно испугался рассказа учителя о военной операции](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/02/443et51ychd9oazowc.webp)
Ученик сильно испугался рассказа учителя о военной операции
05.03.2022![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/02/443et51ychd9oazowc.webp)
Getty Images
Как мама ученика четвертого класса, я замечаю, что мой сын очень эмоционален и склонен к беспокойству. В разговорах с ним важно быть деликатным и выбирать слова так, чтобы его не расстроить.
В прошлом учебном периоде школьник пришёл домой с приступами гнева.
«Мама, это правда?!»
Не нужно было спрашивать, о чём идёт речь. Учительница рассказала классу о последних новостях (о военной операции на Украине), не стесняясь в словах. Было жестко и честно.
Я бы самой ему всё объяснила, подобрав подходящие слова, чтобы ему было легче понять.
Сын заявил, что многие девушки плакали.
Мой ребёнок до сих пор испуган. Вздрагивает от хлопка, от звуков сигнализации. Постоянно спрашивает, как нам будет дальше жить.
Я знаю причины его страха. Думаю, что если бы я сама рассказала об этом, то он отреагировал более разумно.
Спросила у учителя: «Зачем?». Отвечает: «Так надо для безопасности детей. Чтобы по окончании занятий шли домой, а не оставались».
Понятное разъяснение? Вероятно, да. Всё равно мне это не облегчает положение. Уверена, что подобные темы следует обговаривать с родителями перед обсуждением в начальной школе. У каждого ребенка свое эмоциональное восприятие. Родители могут рассказать об этом, если посчитают это необходимым.
Если учитель желает рассказать о чём-то, ему необходимо быть уверенным, что слова его не причинят вреда детской психике. Важно ориентироваться на возраст учеников. Лучше всего проконсультироваться с психологом о том, какие выражения использовать при обсуждении таких тем. Как минимум, педагогу следует воздерживаться от высказывания своей позиции, ведь в этом возрасте дети воспринимают учителя как авторитет. У моего сына мир теперь разделился на части, потому что он не знает, кому верить.
![](https://stedlady.ru/wp-content/uploads/2025/02/42wb4nxipqyrnhdu30.webp)
Дарья Петровская (Грошева)Психология
Психолог, специализирующийся на работе с детьми, а также гештальт-терапевт и педагог по психологии в Московском институте психоанализа.
Дети, оказавшиеся в эпицентре сражений, — это сломленные души. Несмотря на все старания защитить их, это неизбежно останется пожизненной травмой. Ее невозможно вылечить. У него уже нет детства. Можно любить его, поддерживать. И только от этой поддержки зависит, что будет в итоге у него в душе: глубокая рана или шрам.
О войне лучше не начинать разговор с детьми до школы и младших школьников, если сами не спросят. Подробности не нужны, достаточно общих сведений. Для всего свое время.