С раннего возраста формируются умение общаться и строить рациональные связи для взаимовыгодного сотрудничества. Родителям в это время важно решить задачу: как помочь ребёнку правильно общаться, легко заводить дружбу со сверстниками и с детьми постарше.
Как помочь найти друзей
Родители часто сталкиваются с проблемой: с ребёнком никто не желает дружить.
Застенчивость у детей может иметь генетическую основу.
Возьмите ребенка за руку и подойдите к другим малышам. Помогите ему познакомиться, предложив простую игру. После установления контакта вмешательство не требуется: дети справятся сами и продолжат общение.
Проблемы в школе
Школа – не всегда спокойное место, ребенку приходится решать разные трудности. Стоит прилагать все усилия, чтобы ему было легче с этим справляться.
Психологи выделили несколько причин, по которым у ребенка могут отсутствовать друзья. Если у него были друзья в детском саду и во дворе, значит навыки социального поведения сформированы нормально. Существуют внешние факторы, из-за которых ребенок не может завести друзей в школе.
До третьего класса дети заводят друзей ситуативно: живут в одном доме, ходят из школы одной дорогой, родители знакомы. Достаточно любой причины, чтобы стать друзьями. Чтобы наладить ситуацию, может хватить лишь забирать ученика из школы позже, чтобы тот успел проводить время с одноклассниками после уроков.
Можно чаще останавливаться с родителями одноклассников поболтать, чтобы дети познакомились поближе во время разговоров взрослых. Самым эффективным способом для сплочения станет любой праздник, куда будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте такие приглашения воспринимаются совершенно нормально.
Формирование мнения у младших школьников сильно зависит от учительницы. Важно узнать, как учитель общается с учениками. Возможно, она разделяет их на успевающих и отстающих, и ваш ребенок попал в группу «плохих», с которыми остальным не стоит дружить. Поговорите серьёзно с учителем по этому поводу и попросите её заявить всему классу, что ваш ребенок хороший и с ним можно дружить.
Травля одноклассниками
В начальных классах проявляется такой феномен как моббингЭто случается, когда дети объединяются против одного человека.
В подобной ситуации виноват всегда весь класс, а не отвергнутый ребенок. Независимо от его действий, авторитета ему восстановить невозможно. Слабак останется объектом насмешек, даже если он будет лучше всех заниматься на турнике. А над отличником все будут смеяться, даже если у него начнут быть двойки.
В школах, где у учителей нет интересов кроме учебы, и поведение учеников не контролируется, часто наблюдается моббинг. Дети получают удовольствие от объединения против кого-то — это свойство психологии группы «незрелой» формации. Развитые коллективы делятся на несколько враждующих между собой групп, что является более благоприятным явлением.
В отсутствие классных часов, пионерии и других внеурочных мероприятий моббинг превращается в серьезную проблему. С ним невозможно справиться одному. Необходимо поднимать вопрос на родительских собраниях, проводить занятия с участием психологов для обучения умению уживаться в коллективе и не самоутверждаться за счет другого человека.
Каждому понятно, как тяжело ребенку быть одному. Что делать, если нет товарищей?
Если у ребенка нет друзей
Придерживаясь определённых правил, можно улучшить положение дел.
Открытость
Любая дружба начинается с чего-то. Два человека подают какой-то знак о желании стать друзьями. Чтобы ваш ребенок с кем-то подружился, нужно показать другому ребенку, что ваш малыш проявляет к нему интерес и готов к дружбе. Детям дошкольного возраста проще, они более непосредственны и наивны, могут прямо спросить, хочет ли ребенок с ними дружить. Дети постарше не всегда способны показывать заинтересованность прямо и открыто. Особенно застенчивые дети испытывают с этим определённые проблемы. Когда незнакомый малыш скажет им «привет», некоторые отворачиваются и молчат, или бормочут что-то невразумительное. Это происходит от того, что малыш чувствует себя стесненно, но другие дети понимают это как нежелание общаться. В таком случае очень сложно найти друга, и ребенок может остаться в полном одиночестве.
Что делать в подобной ситуации? Можно научить проявлению открытости хотя бы в приветствии. Для этого полезны ролевые игры, когда малыш имитирует поведение себя и другого ребенка. Необходимо объяснить, что приветствие – это дружеский зрительный контакт и улыбка, сказав это достаточно громко, чтобы другой ребенок тоже слышал. Произнесение имени человека после приветствия сделает его более личным.
Комплименты
Это ещё один простой способ проявить желание быть другом. Ребенок чувствует себя спокойно, когда говорит искренний комплимент, а нам приятно, когда нас ценят за хорошие качества.
Посидите вместе с ребёнком и придумайте, как можно похвалить одноклассников. Сначала дайте простые комплименты: «У тебя красивый свитер» или «Хороший гол». Ребёнок может сказать это однокласснику, играющему в футбол. Если у одноклассницы красивые рисунки, скажите об этом ей – это поможет завести новые знакомства.
Доброта
Даже малейший поступок доброй воли может стать отправной точкой для развития дружбы. Если ребёнок предложит свою ручку или карандаш, поможет донести портфель однокласснице, это вызовет ответное проявление доброты, которое станет началом дружбы.
Некоторые исследования показывают, что дети иногда пытаются «купить» друзей, раздавая им вещи или деньги. Это, конечно, не сработает. Дети могут взять такие подарки, но взаимностью не ответят и возможно даже потеряют уважение. Пытаясь дружбу купить, можно приобрести совсем не то, чего хотелось бы. Доброта – это манипулирование другом, оказание не преднамеренного влияния на него. Маленькие дети иногда увлекаются настолько, что настраивают своего друга играть только с ними. Если другой ребенок преследует другие цели, то такая дружба ему скоро надоест. Возможно, понадобится помочь ребенку попытаться выражать свою симпатию менее навязчиво.
Похожесть
Дружба не всегда возникает из-за близости проживания, учёбы в одной школе или посещения одной секции. Специалисты утверждают, что чаще всего дружба складывается между детьми, которые считают себя похожими друг на друга. Дети легче заводят дружбу с кем-то одного пола, возраста и национальности. Также дружба может возникнуть из общих интересов, социальных навыков, успехов в учебе или спорте, популярности среди сверстников.
Походность является ключевым компонентом дружбы.
Подобство особенно привлекательно для детей как на эмоциональном, так и на практическом уровне. На практике важно иметь друга, увлечённого тем же, например, шахматами или математикой. Эмоционально подобный друг даёт ощущение доверия и комфорта.
Спросите ребёнка: «Как ты понимаешь, что у вас с мальчиком или девочкой есть что-то общее?». Его ответы помогут разобраться, с кем ему хочется дружить.
Общение с другими детьми не означает необходимости стать похожим на них. В то же время подружиться с кем-то, совсем другим по интересам, тоже будет сложно. Дружба всегда начинается с общих черт характера или увлечений.
Привлечение внимания
Существуют разные способы привлечь внимание. Одна ученица поделилась своим мнением о поиске друзей: «Нужно изобразить печальное лицо, тогда дети сами подойдут». Такая тактика действенна единожды и не является верным путем к дружбе. Дети подойдут к грустному ребенку лишь пару раз. Они хотят общаться с теми, кто живет радостно и с удовольствием.
Общее веселье
Общее веселье – ещё один признак дружбы. Об этом свидетельствует классическое исследование психолога Д. Готтмана, исследующего возникновение дружбы между непознаваемыми детьми.
Восемнадцать детей от трёх до девяти лет собирались в доме на три дня для игр. В ходе эксперимента выяснилось, что способность поддерживать общую игру являлась главным признаком дружбы между ними.
Удовольствие от игры с ровесниками подразумевает умение вести себя так, чтобы другой ребенок хотел играть вместе. Необходимо делиться своими желаниями, избегать или разрешать разногласия. Иногда игра может не складываться так, как хочется: дети могут конфликтовать, обижаться, не мириться, забирать игрушки друг у друга или командовать другими. Такое поведение портит веселье. Но именно умение преодолевать трудности укрепляет детскую дружбу.