Твое, мое, наше: двое детей в одной квартире

Твое, мое, наше: двое детей в одной квартире

31.10.2019 Alina
Твое, мое, наше: двое детей в одной квартире

Все дети мечтают о своем личном пространстве, и оно им действительно необходимо для гармоничного развития и роста. Однако и совместное проживание в общей комнате не исключает такой возможности. Более того, жизнь в одной комнате с братом (или сестрой) имеет свои сильные стороны и преимущества. Так, детям с не слишком большой разницей в возрасте (от 2 до 5 лет) веселее и интереснее жить вместе. Малыши больше общаются друг с другом, раньше других учатся взаимодействовать и преодолевать конфликты, имеют возможность в любой момент вместе поиграть и поговорить. В дальнейшем, скорее всего, у них будут более близкие и доверительные отношения, чем у детей, живущих «поодиночке». Но чтобы сделать совместную жизнь малышей счастливой и интересной, вам придется выполнить 3 очень важных правила.

Правило 1 Никаких внезапных перемен!

Обязательно подготовьте старшего малыша к «подселению» младшего заранее. Поговорите с ним о грядущих переменах, расскажите, как интересно и весело будет жить вместе. Ведь ваш малыш к своим 4−5 годам уже привык быть полноправным и единственным владельцем своей комнаты. Поэтому, выбирая место для младшенького, посоветуйтесь со старшим, где бы он хотел разместить свою кровать, стол, игрушки.

Привлекайте его к планированию пространства комнаты, советуйтесь с ним и обязательно учитывайте его пожелания. Пусть он сам сделает что-то для малыша – расставит игрушки, повесит свой рисунок над кроватью крохи. Так он сможет почувствовать свою значимость и взрослость. Никогда не забирайте вещи старшего ребенка для младшего, не договорившись с ним об этом. Если вы решили купить старшему новый диван, а его детскую кроватку отдать малышу, то обязательно обсудите с ним этот вопрос: «Ты у нас такой большой! Мы с папой подумали и решили, что тебе уже нужна настоящая «взрослая» кровать. А твою старую, детскую, мы отдадим Пете, ведь он еще совсем маленький. Он будет в ней спать и вырастет такой же большой, как ты». Максимально привлекайте старшего ребенку к принятию решений, прислушивайтесь к его мнению.

Правило 2 «Своя» территория

Со всей серьезностью отнеситесь к организации пространства комнаты. Лучше всего разделить комнату на отдельные зоны таким образом, чтобы у каждого ребенка было свое личное пространство, укромный уголок. Вы можете разместить в нем кровать, тумбочку, какие-то полки или небольшие шкафчики. Можно отделить спальные места друг от друга занавеской. Это необходимо для того, чтобы дети имели возможность при первой необходимости уединиться, позаниматься любимым делом и просто отдохнуть. Если вы решите поставить в комнате двухъярусную кровать, постарайтесь сделать так, чтобы верхняя полка не находилась непосредственно над нижней.

Это может создать у ребенка, который будет спать внизу, ощущение подавленности и приниженности. Ведь ребенок, находящийся сверху, может в любой момент увидеть, что происходит внизу, в то время как с нижней полки не всегда возможно даже просто привлечь к себе внимание. Отличным решением будет комбинирование двухъярусной кровати со стеллажами, шкафчиками, нишами и т. д. так, чтобы верхняя кровать была смещена в сторону относительно нижней или же находилась к ней под углом 90 градусов.

Помимо индивидуальных уголков, в комнате необходимо сделать и общую игровую зону, где дети смогут проводить время в совместных играх, занятиях, развлечениях.

Следует отметить тот факт, что между детьми, живущими в одной комнате, нередко случаются конфликты из-за того, что они не могут договориться по поводу простых, казалось бы, вещей. Например, они могут даже устроить настоящую драку, пытаясь «поделить» полку в шкафу, стол или какую-нибудь игрушку. Чтобы избежать подобных неприятностей, выделите каждому ребенку по персональному рабочему столу, шкафчику, полке и т. д. Также пусть у каждого ребенка будет личный стакан для карандашей, набор фломастеров, ящик для игрушек. А чтобы малышам было проще ориентироваться и не путаться в «своих» и «чужих» вещах, помогите им и «раскрасьте» вещи разными цветами. Тот же фокус можно проделать со всеми детскими вещами – от зубных щеток до прикроватных ковриков. Таким образом вы изначально сможете обезопасить себя и малышей от целого ряда проблем.

Твое, мое, наше: двое детей в одной квартире

Неотъемлемой и чуть ли не самой важной частью детской комнаты, как известно, являются игрушки. И они же, кстати, чаще всего становятся причиной конфликтов между детьми. Маша взяла Катину сумку без спроса, Катя, играя куклой сестры, случайно сломала ее. Или, например, обе сестры одновременно хотят спать только с этим мишкой. Чтобы свести к минимуму подобные ситуации, наведите строгий порядок в игрушках. Пусть у каждого ребенка будут свои собственные игрушки, которые он будет убирать в свой личный ящик, расставлять на своей полке. А часть игрушек и игр пусть будет общей. Лучше, чтобы это были такие игры, в которые нужно играть вдвоем: настольный футбол, лото, различные викторины, «морской бой», шашки, всевозможные настольные игры. Их лучше разместить на «нейтральной» территории. Если же какая-то конкретная игрушка постоянно создает «острые» ситуации и накаляет отношения между детьми, не бойтесь продублировать ее.

Правило 3 Равноправие во всем!

Чтобы дети не ссорились по пустякам, их нужно на-учить правильно взаимодействовать и делить совместное пространство. Придумайте правила поведения «на все случаи жизни» и с самого начала учите детей им следовать. Расскажите, как нужно вести себя в той или иной ситуации и чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Вот как могут выглядеть основные пункты:

Придерживайтесь принципа равноправия: независимо от возраста и пола дети должны ощущать себя в равных условиях

.

  1. Прежде чем взять чужую вещь (сесть за чужой стол и т. д.), спрашиваем разрешения!
  2. После того как поиграли, кладем все вещи на места.
  3. Не отнимаем, не ломаем, не бросаем и не портим игрушки и вещи брата или сестренки.
  4. Если случайно сломали игрушку брата или сестры – сразу просим прощения. Если брат или сестра сильно расстроились, можем предложить взамен свою игрушку.
  5. Вместе поиграли – вместе наводим порядок.
  6. Каждый имеет право побыть одному тогда, когда ему этого захочется.

Список можно продолжить по вашему усмотрению, учитывая особенности детей. Главное − подойти к процессу творчески и, предъявив свои требования, быть максимально объективной. Правила общежития должны быть одинаковы для обоих. Не стоит перекладывать ответственность за выполнение всех требований на более взрослого ребенка («Ты же старше, ты должен следить за ним», «Это ты виновата, что так вышло. Ты же большая, а она маленькая!»). Также ни в коем случае нельзя ущемлять права одного из детей («Он взрослый, ему можно мультик досмотреть, а ты еще маленький, иди спать»). Это может стать серьезным поводом для постоянных конфликтов между детьми. Соблюдайте равноправие между детьми − и риск конфликтов и обид будет сведен к минимуму.

Отдай немедленно!

С темой игрушек может быть связан целый ряд проблемных ситуаций.

Проблема: Старший ребенок, пользуясь своим возрастным превосходством, отнимает игрушки у младшего и категорически отказывается делиться своими: «Он же мне их сломает!»
Что делать: Для начала разделите вместе со старшим ребенком его игрушки на две группы: те, которые действительно не подходят по возрасту младшему (слишком хрупкие, маленькие и т. д.), и те, которые выдержат натиск маленького исследователя (ведь если разница между детьми не очень большая, то среди игрушек всегда найдутся универсальные, которыми вполне могут пользоваться оба ребенка). Научите его не просто отбирать понравившуюся игрушку, а предлагать малышу альтернативу: «Давай я поиграю твоим самолетиком, а ты пока можешь взять мой грузовик».

Проблема: Дети болезненно и ревностно относятся к подаркам, которые им презентуют приходящие к вам в гости родственники и друзья: «Ага-а-а!!! Мишке подарили фломастеры, а мне какие-то дурацкие карандаши».
Что делать: Идеальный вариант –чтобы близким по возрасту детям гости дарили одинаковые подарки. Но дети могут расстроиться и из-за совсем незначительной мелочи («Насте красную заколку подарили, а мне синюю…). В случае возникшего конфликта старайтесь научить детей находить компромиссное решение. Так, если одному подарили машинку, а второму пистолет, объясните им, что 2 разные игрушки лучше, чем 2 одинаковые: ими можно меняться. Если же дети отказываются договориться, то пусть «владеют» новинками через день.