Врожденное и приобретенное
Часто тревожность — проявление особенностей нервной системы. Дети со слабым типом с самого рождения бывают более чувствительны к внешним раздражителям, более тревожны и пугливы. Родителям не стоит ждать, что такой ребенок будет спать и есть, что называется, по учебнику. Уже в первые недели жизни он спит прерывисто, просыпаясь от любого шума, часто просится к груди, хотя сразу отвлекается на звуки или засыпает. Всем видам развлечений на первом году жизни такой ребенок предпочитает мамины ручки и очень неохотно идет к другим людям. У родителей тревожного малыша, конечно, бывает много переживаний — ведь все эти особенности поведения могут выглядеть как отклонения от норм здоровья.
«Как-то разговаривала с подругой, так ее ребенок уже в полгода спал один в комнате всю ночь и ел без проблем. У нас же каждую ночь — „переселение народов“. Часа два после того, как уложили сына, все в порядке, а потом он просыпается и уже не может уснуть крепко. Кладу его к себе в кровать, но после этого просыпается муж и уходит в другую комнату. Мы даже ссоримся на эту тему. Муж говорит, что нельзя так баловать мальчика. Я говорю, что надо купить кровать побольше. А моя мама говорит, что со мной маленькой была такая же история. Да я, кстати, и до сих пор по ночам просыпаюсь».
Второй фактор развития тревожного характера — условия в раннем детстве. Стрессы, значительные изменения в жизни в первые годы могут значительно повлиять на ребенка, его отношение к миру. Взрослым кажется, что ребенок слишком маленький, чтобы что-то понять, например, в ситуации взрослой ссоры. И это на самом деле так. Понять он не может. Но чувствует изменение обстановки, по-своему переживает поведение родителей. Взрослые говорят на повышенных тонах, хлопают дверями, кто-то уходит из дома, кто-то плачет, начинаются звонки. «Ну да, именно так проходят ссоры. Но это же не страшно, мы же помиримся», − скажете вы. Но это вам не страшно, вы знаете, что помиритесь. А ребенок-то не знает, он просто чувствует, что все идет не так, что что-то случилось. И, кстати, обычно дети не присутствуют при примирениях — нежность и теплоту мы стараемся проявлять один на один.
Заболевание ребенка, вынужденный отрыв от мамы, больница — это тоже может повлиять на характер, надолго внушить тревогу. Или, например, частые переезды, пока ребенок маленький. Или — рождение второго, вернее необходимость изменения жизни семьи при этом событии. Насте пять лет. Она очень ждала, когда же у нее будет сестренка, вместе с мамой они выбирали и кроватку, и одежду. Но потом маме пришлось лечь в больницу, и Настя осталась с папой вдвоем. Сестренка родилась, а мама осталась в больнице. Папа теперь занимался малышкой, а Настю отдали бабушке. И хотя продолжалось это ровно месяц, Настя вернулась домой совсем другим ребенком. Она ни на шаг не отходила от мамы, контролировала чуть ли не каждый ее шаг. Постоянно прислушивалась к разговорам взрослых, переспрашивала, интересовалась совсем не детскими вопросами. Однажды случайно увидела передачу о брошенных детях и целый день спрашивала, как именно бросают детей, что с ними бывает, если взрослые так и не захотят взять их обратно. «Очень тревожная девочка, — сказала воспитательница в детском саду, — наверное, ей нужны более спокойные условия». — «Да у нас и так все хорошо. Абсолютно спокойная семья!» — ответила мама.