Типы восприятия: как воспитать ребенка с учетом его особенностей
31.01.2022Getty Images/Cavan Images RF
Вижу, слышу, чувствую
Сегодня почти все знают о существовании ведущей сенсорной системы у каждого человека (аудиальной, визуальной или кинестетической). Однако не всегда это связывают с подачей учебного материала. Материал в «чужой» системе усваивается труднее, так как не вызывает интереса и не захватывает внимание. «Своя» система при этом продолжает работать, отвлекая ребенка более яркими сигналами. Это тяжело даже взрослому: после объяснений «в пустоту» он может раздражаться и злиться. Даже если учитель старается скрыть негативные эмоции, ребенок их чувствует и «закрывается». Образуется замкнутый круг.
Определить доминирующую сенсорную систему у ребёнка можно уже в раннем возрасте.
-
Малышу-визуалуВидеть маму очень важно. Когда она в поле его зрения, малыш спокоен. Подростая, визуал будет ползать за мамой по всему дому и плакать, если она окажется за закрытой дверью. Для него, больше чем для других сверстников, действует правило: то, чего не вижу, не существует. Поэтому скрывающаяся за соседней стеной мама исчезает для малыша навсегда.
-
Ребенок-аудиал Чувствует себя безопасно и уверенно, когда слышит мамин голос. Родители таких деток отмечают возможность оставлять их одних в комнате (в кроватке, в манеже) и заниматься делами, при условии активного общения с ними. Такие малыши любят сказкиПесенки и стихи малыши с удовольствием повторяют, запоминая звуки взрослых. С другой стороны, они активно реагируют на любые звуки в доме, пугаются неожиданного звонка, работы дрели или пылесоса, а также яркого незнакомого голоса.
-
Маленькие кинестетикиРебёнок проявляет интерес к тактильным ощущениям. Маме удобно держать его на руках или носить в слинге. Предпочитают активные игры: хватают, вертят, бросают, тянут в рот. Перед началом обучения понаблюдайте за малышом во время совместных игр. Вы увидите и почувствуете, когда ребёнок готов слушать рассказы, рассматривать картинки, схемы, карты или же использовать предметы для проведения опытов и экспериментов.
Наблюдения помогут адаптировать занятия под особенности ребёнка. Для аудиала — веселые стихи и сказки о числах, для визуала — раскрашивание лишних фигур в тетрадках, а для кинестетика — счёт конфет, ступенек, проезжающих машин.
По способностям
-
При организации занятий с визуаломДля обучения необходимо использовать рисунки и схемы, а также пособия с яркими и разнообразными картинками. Такие дети с удовольствием раскрашивают, обводят и срисовывают изображения. Важно сразу подсказать малышу, как выполнять работу красиво и аккуратно. Пишущие принадлежности должны быть такими, чтобы ребенок мог легко исправить неточности, не испортив общего вида работы.
-
Малыш-аудиалХорошо усваивает информацию при аудиальном восприятии. Для изучения различных областей знания можно использовать аудиогиды — ему понравится это делать. При работе с аудиалом необходимо обсуждать пройденный материал, формулировать алгоритмы и последовательность действий, учить правильному объяснению решений и правил.
-
Кинестетикам хорошо подходят занятия по системе МонтессориЭто место, где разрешено всё — касаться, исследовать, экспериментировать. С таким ребёнком полезно использовать много предметов, которые можно трогать: палочки, фишки, камешки или даже конфеты для изучения счета.
Уровень возбудимости
Некоторые личности горят яркими вспышками интереса, внимания, удивления с лёгкостью. Другие же требуют усилий и времени, чтобы зажечь подобный огонь.
Для ребёнка, относящегося к первому типу, эмоциональный восклицание («Вау! Смотри, как здорово! Интересно, а если сделать вот так, что-нибудь получится? Давай попробуем!») заставит его присоединиться к изучению нужного вам процесса. В таком случае достаточно вашей искренности и интереса.
Второй вариант может насторожить или отпугнуть ребенка своим эмоциональным всплеском. Ему нужен мягкий и спокойный взрослый, который будет увлеченно заниматься чем-то, позволяя малышу проявлять интерес по мере готовности (ярким примером такого способа служит —) вальдорфская педагогикаТаких детей непросто вовлечь в деятельность, но раз уж заинтересовали — будут сами продолжать её, если представится случай.
Emma Kim/Getty Images/Image Source
Внимание и абстрактность мышления
Два компонента развиваются с возрастом. Чем младше ребенок, тем меньше объем произвольного внимания, но тем предметнее мышление. Поэтому перед составлением планов занятий найдите информацию о возрастных нормах внимания и абстрактности. Несоблюдение этих норм приводит к тому, что малыш отвлекается во время «урока». Новая информация в этом случае не усваивается, а лишь вызывает раздражение и отторжение.
Чтобы поддержать концентрацию и интерес ребенка к обучению, выберите темы, которые его привлекают. Не важно, какими объектами ребенок заинтересован (машинами или котятами), каким примером использовать для изучения анатомии (роботом, совой или младшим братом)! Главное – научиться распознавать детский интерес по его реакциям. Для успешного обучения важно помочь ребенку понять, как и когда у него возникает самопроизвольное внимание (сначала выполнял действие по необходимости, а потом так увлекся, что его уже не остановить).
Переключение VS погружение
Интерес к разным предметам у людей проявляется по-разному. У одних он линейный: сначала динозавры, потом самолеты, затем камни, а после футболисты. В любом случае это узкие области. Другие же интересуются множеством тем одновременно, как круги от брошенного в воду камня: от одного понятия переходят к другому, узнавая немного фактов из истории, литературы, музыки, этикета, физики и химии, географии, биологии и так далее.
Первый путь сторонникам второго представляется чрезмерно отвлекающим. В свою очередь, для любителей второго путь первый кажется пресным и однообразным. Вместе с тем, место оба занимают.
Сам или вместе?
Самостоятельность проявляется в различных сферах, начиная от определения темы или предмета для изучения (например, карандаша) и заканчивая деталями (цвет или жесткость его грифеля). Родителям следует… научить ребенка самостоятельностиВажно уметь не только помогать, но и понимать, когда обращение за помощью необходимо. Для этого нужно быть рядом в нужный момент и отстраняться, когда это не требуется.
Перед началом занятия спросите ребенка, чем ему хочется заниматься, что важное узнать или исследовать сегодня. Что он сможет сделать самостоятельно, а где нужна помощь? В разных областях дети готовы к разной самостоятельности. Конечно, нужно помнить, что некоторые малыши нуждаются в большем количестве помощи, так как их силы еще недостаточно развиты для выполнения даже простых задач без поддержки любящего и опытного наставника. Но при родительской поддержке они легко могут ощущать атмосферу самостоятельности.
Важно иметь в виду:Данный пункт не действует во время кризs самостоятельности ребенка (например, в три года). В этот период всё хочется делать самому, поскольку формируется самоосознание.
evgenyatamanenko/Getty Images/iStockphoto
Если у ребёнка и родителей разные способы восприятия информации (например, малыш — визуал, а вы — кинестетик), то учебные пособия и активность нужно выбирать, исходя из ведущей сенсорной системы ребёнка.
Часть и целое
Некоторые дети, нуждаясь в поддержке или совете, с удовольствием показывают свою работу на каждом этапе. Другие предпочитают завершить ее полностью и только потом представить результат. Какой подход вам ближе? Если ваш взгляд не совпадает с образом мысли ребенка, это может стать серьезной помехой, как в обучении, так и в общении (в одном случае ребенок будет чувствовать себя ненужным, а в другом — постоянно контролируемым).
Для получения более полезной информации по вопросам воспитания детей обратитесь к нашему каналу.