Свободу мне, свободу!
31.10.2019Существует несколько взглядов на вопрос тех или иных ограничений для ребенка. «Если ребенок хочет рисовать на обоях – пусть рисует! Он же развивается!» − скажет одна мама. «Подумаешь – шторы обрезала! Это всего лишь кусок ткани, а Марина, может быть, выдающимся дизайнером станет!» − поддержит ее папа трехлетней девочки. «Если разрешить сейчас рисовать дома на стене, то что же будет дальше? Они же всю школу изрисуют (лифт испишут и т. д.)! С детства нужно учить детей бережному отношению к вещам и чужому труду!» − возразит им чья-нибудь бабушка. И, по большому счету, все будут правы: действительно, не боясь выражать себя в творческой деятельности с юных лет, ребенок приобретает уверенность в своих силах и возможностях. С другой стороны, находясь в обществе, малыш должен уметь уважать труд и материальные ценности окружающих его людей.
Итак, ваш малыш с упоением разрисовывает обои, режет ваши любимые журналы, чтобы сделать аппликацию, создает свой собственный мультфильм восковыми мелками на экране телевизора или изводит рулоны фольги на изготовление «доспехов». А может быть, свалив всю обувь в середину коридора, он мастерит из обувных коробок «настоящего робота» или, разобрав ваш мобильный телефон на части, пробует собрать новую, «более совершенную» модель? Чем бы именно ни занимался ребенок, он ежеминутно исследует окружающий его мир, пробует свои возможности и развивает данные ему способности. Так как же быть? Разрешать малышу самовыражаться так, как его душе угодно, или, наоборот, строго контролировать его деятельность и пресекать любые попытки нарушить установленные правила?
Вариант 1. Разрешать, или Не мешайте ребенку развиваться!
Давая своему крохе полную свободу творчества, вы поощряете его познавательную активность, стимулируете полет его фантазии, поддерживаете его смелость и уверенность в своих силах и возможностях. И хорошо, если плоды его трудов всех впечатляют и радуют.
В вопросе ограничений деятельности ребенка неуместны крайности. Ни постоянные строгие запреты, ни абсолютная вседозволенность не пойдут малышу на пользу, а в дальнейшем даже могут обернуться серьезными проблемами в поведении, самооценке или общении.
Однако активный творческий процесс вашего карапуза вполне может нанести серьезный материальный ущерб. Так, новый кожаный диван, ловко «исписанный» черным маркером, или «раскрашенная» старинная книга, доставшаяся от бабушки, вряд ли сильно обрадуют даже самых лояльно настроенных родителей.
Кроме того, у этой гуманистической позиции есть и вторая, не менее важная сторона. Дело в том, что, никак не ограничивая своего кроху, вы, соответственно, не обучаете его правилам поведения в обществе, не даете возможности малышу усвоить общепринятые нормы, необходимые для успешного существования в социуме. Вы, любящие родители, ради высоких целей готовы смириться с безнадежно испорченными вещами, а вот воспитатели в детском саду или учителя в школе − вряд ли. Все это очень легко может стать поводом для серьезных конфликтов, взаимного непонимания, обид и тяжелых переживаний у ребенка. Малыш будет искренне удивлен неприятием своих действий окружающими: он же всегда так делал и вызывал этим только восхищение или в крайнем случае безразличие, но уж никак не недовольство. А теперь он просто не понимает, как ему себя вести. Кто-то, возможно, быстро подстроится под новые требования, а кому-то будет очень сложно. Ребенок может даже решить отказаться от творческих порывов, лишь бы взрослые его не ругали.
Вариант 2. Запрещать, или Знай свое место!
Для многих родителей уют и чистота в доме очень важны. Они вкладывают много средств в ремонт, приглашают дизайнера, стараются поддерживать в доме порядок и хотят наслаждаться полученным результатом. Но не тут-то было: маленького непоседу так и тянет то вымазать все пластилином, то посмотреть, что находится под обоями. Родители хватаются за голову: «Это какое-то стихийное бедствие!» И – конечно же, из лучших побуждений! – мамы, папы, бабушки и дедушки начинают «воспитывать» ребенка, запрещать, поучать, наказывать. «Коля! Не трогай краски! Ты все обои испачкаешь! Вот пойдешь в садик, там и порисуешь!» − тревожится мама, засовывая краски в дальний ящик. «Как ты посмел исцарапать всю стену?! Руки тебе оторвать надо! Мы только месяц назад ремонт закончили!» − возмущается папа, и его можно понять: столько сил и средств вложено в обустройство дома! Но ребенок не в силах остановить процесс исследования, ему все интересно, он жаждет новых открытий. «Кто ж из середины листа вырезает кружок, так никакой бумаги не хватит! Сейчас я покажу, как надо!» − спешит на помощь бабушка, а ребенок расстраивается и уже совсем не хочет продолжать начатое занятие.
Так, постепенно и незаметно, ребенок действительно учится «вести себя хорошо», ничего не портить и не пачкать, но вместе с тем он теряет интерес к творчеству в целом. Он сомневается в своих возможностях, не всегда решается высказать собственное мнение, с трудом принимает самостоятельные решения. Таким образом, родители, сами того не желая, ограничивают не только какие-то отдельные устремления малыша, но и его развитие в целом.
Важно помнить, что между творческим самовыражением и вседозволенностью, а также между формированием бережного отношения к вещам и ограничением развития малыша есть колоссальная разница, а грань между ними невероятно тонка. Поэтому очень важно в этом вопросе придерживаться золотой середины и, избегая крайностей, искать компромиссные решения.
Итак, вариант 3, «правильный», или Что такое хорошо и что такое плохо
Есть несколько совсем несложных правил, соблюдая которые вы, с одной стороны, создадите ребенку полноценные условия для его развития, а с другой, поможете усвоить необходимые для дальнейшей жизни правила и навыки поведения.
1) Будьте последовательны. Заранее сформулируйте систему запретов: вы должны точно знать, чего именно не должен делать ребенок ни при каких обстоятельствах (рвать и изрисовывать книги, без разрешения брать и тем более портить чужие вещи и т. д.). Но запретов не должно быть слишком много, иначе они потеряют свою силу.
2) Всегда предъявляйте одни и те же требования, только тогда ребенок сможет усвоить, что можно делать, а чего нельзя. Если же вы вчера не разрешали рвать журнал, а сегодня устали и разрешили, то ребенок не поймет вас, если назавтра вы снова запретите ему. Он усвоит лишь одно: если сейчас нельзя, то нужно лишь подождать, пока мама устанет (как вариант: заплакать, поныть, устроить истерику), − и снова станет можно.
3) Запрещая ребенку делать что-то (несомненно, очень интересное и важное для него, например вычерпывать воду из унитаза на пол), обязательно предлагайте альтернативу. Иначе ребенок будет просто чувствовать себя несправедливо обделенным и обиженным. Кроме того, его познавательная активность должна находить какой-то выход. Если ребенок обожает разрисовывать стены, а вас это не устраивает, введите ограничение: «нельзя рисовать на обоях во всей квартире». Но зато можно «рисовать на одной стене в твоей комнате. На ней ты можешь делать все, что пожелаешь». Оклейте эту стену специальными моющимися обоями или повесьте рулоны для рисования. Ребенок сможет реализовать собственный замысел и получить удовольствие и научится выполнять требования и понимать ограничения. А вы избавите себя от ненужных переживаний из-за испорченных вещей и конфликтов с ребенком.