Этот период самоутверждения в развитии ребенка продолжается до трех с половиной лет. В продолжение этой «фазы отрицания» ребенку необходимо сопротивляться взрослым и произносить слово «нет», чтобы стать отдельной личностью и самоутвердиться. «Он говорит «нет», чтобы сделать наоборот! — считает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. — В этот момент жизни необходимо, чтобы ребенок понял пределы своего всемогущества. Рекомендуется разрешить ребенку самовыражаться и развивать свою личность, но при этом нужно уметь сказать «нет» на «нет» ребенка.
Если ранее ребенок узнал ограничения, которые его защищают, то теперь ему просто нужны ограничения. Он не один на свете! По возможности вы должны объяснять ребенку, почему ему нельзя это делать, но в некоторых случаях нужно учить его правилам в резкой форме: «Перестань, я тебе сказала «нет» — значит нет!», повышая голос и делая большие глаза. Чтобы это «нет» было полезным, можно обозначить запрет на время: «Ты еще очень маленький, ты сможешь это делать, когда будешь большой» — и потом: «Нет, одному тебе нельзя, я тебе помогу». Ребенок примет ограничения в атмосфере доброжелательности и взаимного доверия». Ребенок более охотно принимает родительские запреты и страхи, когда его личное состояние души уважают, а родители к нему доброжелательны.
3–4 года: символические запреты
Конкретные правила жизни в обществе важны для ребенка, а вот запреты символические необходимы ему, чтобы помочь осознать власть. В возрасте эдипова комплекса маленькие девочки хотят выйти замуж за папу, а маленькие мальчики хотят жениться на маме. Любовь к одному из родителей толкает их занять место родителя-соперника, но при этом они чувствуют себя ужасно виноватыми, потому что, конечно, очень любят обоих родителей. Важно, что эдипово желание сталкивается с запретом инцеста, о котором сообщают ребенку родители, о том, что что дети не выходят замуж и не женятся на родителях.
Когда родители говорят «нет» желаниям ребенка, «нет» его несбыточным фантазиям, они проявляют свою власть и сталкивают ребенка лицом с реальностью. И тогда ребенок понимает, что должен считаться с желаниями других людей. Если вы будете говорить ему «нет», вы научите его четким жизненным правилам, которые помогут ему создать свою собственную внутреннюю безопасность. Он осознает, что он цивилизованное человеческое существо с такими же правами и обязанностями, как у всех.