Год. В этом возрасте малыш уже вовсю знакомится с окружающим миром. Однако страх перед незнакомыми звуками сохраняется. Звуки стройки, сирена пожарной машины, сигнал автомобиля, рев пролетающего самолета — малыш не видит источник шума, и, если эти звуки ему незнакомы, они могут сильно напугать. В этом случае поспешите к малышу, обнимите его и объясните, что это за звук. Не высмеивайте его − он нуждается в вашей поддержке. К 2−3 годам количество слуховых страхов значительно уменьшается, большинство окружающих звуков становятся знакомыми и узнаваемыми. Но вероятность того, что ребенка может напугать какой-то шум или грохот, остается. Вы ведь вздрагиваете, когда от сквозняка громко захлопывается дверь. В такие моменты достаточно просто оказаться рядом и успокоить напуганного ребенка.
Также в этом возрасте появляются визуальные страхи. Воображение малыша очень живо, и он не отделяет реальный мир от воображаемого. Яркие образы, возникающие в его головке, живут собственной жизнью и могут представлять опасность. Малыши начинают бояться больших предметов, особенно если те совершенно неожиданно начнут двигаться. Это может быть, например, высокое растение, качаемое ветром, или вспорхнувшая с ветки ворона. И в данном случае основным будет все тот же совет: всегда находитесь рядом, будьте готовы успокоить ребенка и объяснить ему, что это лист дерева, птица, тень человека и они не представляют угрозы.
Полтора года. В этом возрасте малыши уже хорошо освоили навыки невербального общения. Они распознают эмоции, могут улавливать настроение близких, учатся понимать сигналы, исходящие от других людей. Впервые, ближе к двум годам, ребенок видит клоунов и актеров с гримом на лице и часто очень их боится. В этом возрасте родители начинают выводить малышей «в свет» (на утренники, кукольные спектакли), приглашают аниматоров на первый день рождения или Деда Мороза — на первый Новый год. А он их пугается. Это нормально: ему необходимо видеть глаза и настоящее лицо человека, чтобы понять, можно ли ему доверять. Маскарадные костюмы и грим этому мешают, а излишняя экспрессия, громкий смех и размашистые движения руками, свойственные веселому клоуну, отпугивают. Малыш подозревает что-то неладное и вполне логично защищается, проявляя беспокойство. Не нужно настаивать и говорить: «Посмотри, это же добрый клоун» — так вы лишь усилите подозрения ребенка. Если ваш малыш увидел Деда Мороза или актера в гриме и испугался, понаблюдайте за ним издалека, расскажите ребенку про этого сказочного героя, объясните, что клоуны очень добрые и веселые. Если вы организовали домашний праздник, куда были приглашены аниматоры, заранее подготовьте малыша к этой встрече. Если он захочет, нарядите его в яркий костюмчик, нарисуйте ему румяные щечки, наденьте клоунский носик: пусть он поймет, что клоуном может стать любой. Рассматривайте картинки, купите куклу, например Петрушку, и разыграйте с ним небольшие представления.
Многие дети в период освоения навыков гигиены боятся спускаемой воды в туалете. Или воронки, которая создается в ванной, когда уходит вода. Конечно, этот механизм довольно шумный. Но дело не только в этом. Ваш малыш уже понимает, что вода уносит содержимое его горшка в неизвестность. А это содержимое — часть его самого. И если мы начинаем спускать воду из ванной, в которой еще сидит малыш, он вскакивает и умоляет вытащить его. Это происходит от страха, что он тоже может исчезнуть вместе с водой. В этом возрасте ребенок еще не может соотнести размер сточного отверстия с размерами собственного тела, но зато он обладает инстинктом самосохранения! Если ваш малыш тоже боится шума спускаемой воды и сливного отверстия, не торопитесь жать на рычаг в его присутствии. Пусть он привыкает к этому шуму на безопасном расстоянии. Перед тем как вытащить пробку из ванны, возьмите малыша на руки. Иногда детям становится легче, если, перед тем как нажать на рычаг, они помашут ручкой на прощание тому содержимому, которое уплывает в неизвестность.