Страх перед проверками влияет на результаты ребенка.
08.02.2023Дочь учится в шестом классе и не справляется с одной проблемой: сильно боится экзаменов и проверочных работ, за которые ставят оценки. Всегда пишет их хуже, чем могла бы, если бы была в спокойной обстановке. В остальном дочь хорошо учится — на «4» и «5», отлично пишет сочинения, делает самостоятельные работы. Но как только учитель сообщает о контрольной или диктанте, у ребенка начинается паника. Говорит, что на уроке спешит, чтобы уложиться в отведенное время, и в результате допускает ошибки. Волнуется, что испортит итоговую оценку. И так и происходит. Как помочь дочери?
unsplash
Наталья Манухина психология
Специалист в области психологии, семейный психолог и системный коуч с двадцатишестилетним опытом работы, супервизор, автор восьми книг о практической психологии и коучинге.
Личный сайт
Как помочь ребенку
дома
Формирование страха контрольных работ происходит постепенно, имея начальный этап и процесс укоренения. Проведите непринужденный разговор с ребёнком в тихой атмосфере, задайте вопросы для понимания ситуации.
-
Впервые он почувствовал этот страх.
-
чего именно он боится,
-
Его мнение о последствиях этого «ужаса».
-
как он будет справляться с данной ситуацией,
-
есть ли те, кто ему помогут в этом,
-
Что случится, если у него исчезнет страх перед экзаменами?
Работая с собственным страхом напрямую, можно сделать его понятным для изучения и, следовательно, поддающимся изменению — можно даже избавиться от него или использовать его для своих целей.
Пусть ребенок представит страх как предмет или существо. Предложите ему нарисовать его или сделать из материалов, а потом решить, что с ним делать: взять в школу и хранить в портфеле во время контрольной, оставить дома, разорвать, спрятать внутрь игрушки или коробки.
Важно родителям узнать, когда и из-за чего у ребенка возник страх проверочных работ, как этот страх менялся со временем. Иногда подобные чувства – способ привлечь внимание взрослых, получить их одобрение или поддержку.
unsplash
в школе
Воспитательу важно наблюдать за реакцией детей на контрольную работу. Иногда доброжелательное отношение и личный пример из жизни о том, что ребенок не одинок в подобных чувствах, помогают ученику преодолеть страх. Большинство педагогов владеют техниками помощи таким детям. При их отсутствии требуется обращение к школьному психологу.
Важно не пренебрегать страхом и не карать за него, ведь это может привести к его усилению и негативным последствиям для психики ребенка.
Практика проведения опросов в конце каждой темы или даже урока себя хорошо показала. Если не называть их «контрольной», а использовать другое название, например, «итоги», «результаты», «заметки», то у детей развивается привычка к отчетам, и страх перед ними уменьшается. В средней и старшей школе можно ввести проверку контрольных учениками друг у друга. Так дети привыкают к осознанному анализу своих результатов, что снижает страхи и увеличивает уверенность в себе.
Анна Гусевапсихология
Специалист по психологии, обучающий студентов на факультете педагогики и психологии Университета «Синергия».
Детям, посещающим школу, нередко свойственна тревога по поводу проверочных работ. Такое состояние формируется под влиянием отношений ребёнка с родителями.
Каждое испытание — источник волнения, но умение справляться с ним и успешно заканчивать его необходимо развить.
Обратите внимание на состояние ребенка во время написания теста. Ускоренное сердцебиение, изменение ритма дыхания и покраснение свидетельствуют о выделении адреналина, что негативно сказывается на концентрации внимания. Даже при полном усвоении материала ситуация в школе может быть непредсказуемой.
Убеждения, передаваемые ребенку в семье, могут влиять на результат обучения. Например, установка «Ты должен быть лучше всех, у нас в семье всегда были только отличники» часто встречается у родителей-преподавателей. Такая ответственность может лишить ребенка мотивации учиться, а недостаточные успехи – разрушить самооценку. Будьте осторожны с категоричными высказываниями.
В обучении наблюдается сезонность: в начале учебного года дети учатся хуже из-за адаптации к новому циклу, а в конце года, обычно, успеваемость повышается.
unsplash
Что еще можно сделать?
-
Детям нужно больше общения с родителями. При плохой оценке ребенка следует поддерживать, а не ругать. Избыточный стремление к совершенству провоцирует невротические расстройства.
-
Ребенок может побороть страх перед контрольными через игры или театральные кружки. Поясните ему, что жизнь разнообразна эмоциями, и страх обычен – в его будущем будет много разных ситуаций.
-
Неудовлетворительная оценка – стимул к исправлению недостатков. При недопонимании материала потребуется дополнительная помощь от преподавателя или репетитора. Однако это никак не характеризует ребенка как беспомощного.
-
Помните, чтобы успешно сдать важные зачеты, сыну или дочери следует хорошенько выспаться, прогуляться и вдохнуть свежего воздуха перед экзаменами.
-
Не забывайте поощрять ребёнка; чем больше тёплых слов, тем меньше у него тревожности.