«Недавно сын принес из детского сада прописи, поразив меня тщательностью письма, — рассказывает Ольга, мама шестилетнего Артема. — Это разительно отличалось от прежних неуклюжих проб пера. Однако сын сказал, что справился „очень плохо“, потому что не похоже на образец учителя. Я бы не обратила внимания, если бы не схожий случай на занятиях по карате. Малыш расплакался, когда не сумел сразу повторить за тренером новые движения».
Родителей настораживают такие эпизоды, им кажется, ребенок страдает низкой самооценкой. Однако для многих детей в этом возрасте естественно сравнивать себя с другими людьми: друзьями, братьями и сестрами, воспитателями, и даже собственными родителями.
«Ребенку важно чувствовать, что он все делает не хуже, — объясняет детский психолог Ольга Корецкая. — Ему кажется, что есть только один способ справиться с заданием — так, как показали взрослые. Кроме того, детям еще трудно осознать, что человек не может быть одинаково одарен во всех сферах. Они пытаются соответствовать сверстникам, которые в чем-то преуспевают лучше, и даже взрослым, которые показывают пример. Родителям необходимо помочь им принять эту человеческую разность, которая и делает мир разнообразным и интересным».
Хвалить процесс, а не результат
Подумайте, как вы обычно поощряете вашего ребенка. Возможно, вы часто говорите: «Как здорово, что ваша хоккейная команда выиграла» или «Ты сегодня идеально зашнуровал ботинки». «Если мы постоянно акцентируем внимание на результате, который добился ребенок, то он начнет думать, что успех — это то единственное, что вы от него ожидаете, — говорит автор книги «Как принимать родительские решения» Майкл Борба. — Постарайтесь оценить усилия, которые приложил ребенок, не придавая значения тому, насколько хорошо ему удалось задание: «Я вижу, этот рисунок для бабушки требует очень много времени и внимания. Как, должно быть, интересно рисовать облака, ведь они часто похожи на разных животных». Если ребенок задействован в соревновательной игре, не стоит заострять внимание на том, кто победил, даже если выигрыш достался вашему малышу. Скажите: «Правда весело было играть в лото с друзьями?» Ваши слова помогут ребенку почувствовать: игра просто для удовольствия не менее значима, чем выигрыш или проигрыш. Сама радость от общения с друзьями — это уже приз.