«Сразу не получилось — малыш расстроился»: как поддержать детскую самооценку

«Сразу не получилось — малыш расстроился»: как поддержать детскую самооценку

31.10.2019 Marina
правильное отношение к ошибкам

Graham Oliver/Getty Images/E+

«Недавно сын принес из детского сада прописи, поразив меня тщательностью письма, — рассказывает Ольга, мама шестилетнего Артема. — Это разительно отличалось от прежних неуклюжих проб пера. Однако сын сказал, что справился „очень плохо“, потому что не похоже на образец учителя. Я бы не обратила внимания, если бы не схожий случай на занятиях по карате. Малыш расплакался, когда не сумел сразу повторить за тренером новые движения».

Родителей настораживают такие эпизоды, им кажется, ребенок страдает низкой самооценкой. Однако для многих детей в этом возрасте естественно сравнивать себя с другими людьми: друзьями, братьями и сестрами, воспитателями, и даже собственными родителями.

«Ребенку важно чувствовать, что он все делает не хуже, — объясняет детский психолог Ольга Корецкая. — Ему кажется, что есть только один способ справиться с заданием — так, как показали взрослые. Кроме того, детям еще трудно осознать, что человек не может быть одинаково одарен во всех сферах. Они пытаются соответствовать сверстникам, которые в чем-то преуспевают лучше, и даже взрослым, которые показывают пример. Родителям необходимо помочь им принять эту человеческую разность, которая и делает мир разнообразным и интересным».

Хвалить процесс, а не результат

Подумайте, как вы обычно поощряете вашего ребенка. Возможно, вы часто говорите: «Как здорово, что ваша хоккейная команда выиграла» или «Ты сегодня идеально зашнуровал ботинки». «Если мы постоянно акцентируем внимание на результате, который добился ребенок, то он начнет думать, что успех — это то единственное, что вы от него ожидаете, — говорит автор книги «Как принимать родительские решения» Майкл Борба. — Постарайтесь оценить усилия, которые приложил ребенок, не придавая значения тому, насколько хорошо ему удалось задание: «Я вижу, этот рисунок для бабушки требует очень много времени и внимания. Как, должно быть, интересно рисовать облака, ведь они часто похожи на разных животных». Если ребенок задействован в соревновательной игре, не стоит заострять внимание на том, кто победил, даже если выигрыш достался вашему малышу. Скажите: «Правда весело было играть в лото с друзьями?» Ваши слова помогут ребенку почувствовать: игра просто для удовольствия не менее значима, чем выигрыш или проигрыш. Сама радость от общения с друзьями — это уже приз.

Право на ошибку

«Миша путает цифры, и раньше я тут же обращала на это его внимание, — делится Оксана. — Однако я заметила, что он так из-за этого переживает, что теряет интерес к математике, хотя раньше она ему очень нравилась. Я попробовала не исправлять ошибки так часто. Ребенку снова стало интересно двигаться вперед и не страшно из-за того, что не все получается удачно».

«Если вы постоянно указываете малышу на недочеты, то ему начинает казаться, что он просто обязан выполнить задание самым идеальным образом, иначе мама или папа будут недовольны, — считает Ольга Корецкая. — Будет лучше, если вы позволите ребенку принести на занятия домашнюю работу, выполненную им самим, без вашего участия. Ошибки, исправленные вместе с преподавателем, дадут малышу ощущение, что он может справиться сам, без постоянного вмешательства родителей».

Не сравнивать с другими

Наше желание оценить, как успевает ребенок по сравнению с его сверстниками, совершенно естественно. Мы делаем это с рождения малыша, пытаясь понять состояние его здоровья, способности и интересы. Однако важно проявлять деликатность и не ставить ребенку в пример других детей. Замечания типа «А вот брат в твоем возрасте уже умел кататься на двухколесном велосипеде» дает малышу ощущение, что он должен постоянно с кем-то состязаться и быть лучшим. Разумеется, важно трезво представлять, как развивается ребенок. Однако пусть эти разговоры остаются между вами, воспитателями и педиатром вашего малыша.

правильное отношение к ошибкам

Getty Images/Tetra images RF

Без победителей и побежденных

Рисование подушечками пальцев, создание фигур из песка, собирание конструктора — любые игры и занятия, в которых нет необходимости побеждать, помогут ребенку расслабиться и наслаждаться процессом, не контролируя результат. Такие занятия также демонстрируют ребенку, что есть много творческих сфер: рисование, лепка, игра в кукольный театр, где нет единственно правильного решения и можно не бояться импровизировать и пробовать разные варианты воплощения своих идей.