Специалист: чрезмерная опека ребёнка формирует бедственное мировоззрение
14.01.2022Jessica Lee Photography/Getty Images/Image Source
Юлия ЧеПсихология
специалист по нейромаркетингу, гипно-коуч
Сколько денег вы потратили на праздник? Все ли расходы оказались оправданными? Сколько новых игрушек получил ваш ребенок, и нужна ли была каждая из них? Ответив на эти вопросы, можно понять: мы, родители, часто уступаем как детям, так и себе. Покупаем горы одноразовых игрушек, которые только захламляют дом. Так воспитываем в детях бездумных потребителей.
Компания Ipsos New Generation представила результаты исследований, проведённых в первом полугодии 2021 года. По данным компании, 64% детей из городов-миллионников России огорчаются невозможностью приобрести всё желаемое. 79% респондентов мечтают о богатстве (эта тенденция усиливается к возрасту 13-15 лет). Желание достичь богатства через образование снижается с возрастом: с 74% в возрасте 7-9 лет до 71% в возрасте 13-15 лет.
Наследие эпохи дефицита
Детство каждого ребенка советского и постсоветского периода прошло в условиях дефицита: сложно было получить все, от колбасы до туалетной бумаги. Из этого выработалась привычка покупать про запас и хранить лучшие вещи для особых случаев. Позднее, уже в 2000-х годах, стремление к демонстрации достатка переросло в желание показывать свой уровень с помощью одежды и аксессуаров.
В новом десятилетии первостепенное значение сохраняют базовые потребности. Мы продолжаем связывать свои финансовые достижения с материальным, прививая эту концепцию детям, которые не осознают цели приобретения вещей. Покупая много, дети воспринимают это как игру и закрепляют привычку покупать все без особой надобности, несмотря на изобилие товаров в магазинах.
Эрих Фромм в книге «Иметь или быть» предложил термин «общество потребления». По его теории, общество, концентрируясь на приобретении новых вещей, пренебрегает духовным развитием. Культура инвестирует мало ресурсов в собственное развитие, образование и профессиональный рост. В результате человек не находит радости в труде и учебе, не ценит сам процесс.
Джон Эдер / Камень / Гети Имиджис
Чрезмерное потребление — признак бедности
Благополучие нашего существования определяется образом мышления и отношением к ресурсам, которые нас окружает.
Мышление бедняка работает в двух направлениях: одни люди боятся тратить деньги и живут на грани бедности, другие же зарабатывают, но сознательно избавляются от всех денег. Появляются непредвиденные штрафы, пени, налоги – похоже на мистику, но зависимость очевидна.
Фернан Бродель указывал на склонность бедного класса к чрезмерным покупкам в XV–XVIII веках. В своих трудах историк описывал скромный внешний вид состоятельных голландцев и французов. Излишняя роскошь считалась неприличной, тогда как дворянство при королевских дворах Франции и Англии вело расточительную жизнь, будучи беднее купечества.
Родительские просчёты, порождающие бессознательное потребление.
Ученые Университета Иллинойса выявили причины, приводящие к развитию материализма у детей. от отличных оценокПрежде чем стать частью футбольной команды. Подарки, замещающие недостаток родительского тепла. Взыскания — когда родители лишают ребенка любимой игрушки за провинность.
Профессора колледжа говорят, что дети, получающие от родителей максимум материальных поощрений, вероятно, продолжат таким же образом себя вознаграждать, когда станут взрослыми, бездумно и, возможно, необоснованно.
Getty Images
Что еще мы делаем не так?
Общаюсь с взрослыми людьми, которые пытаются разобраться в причинах неудач в бизнесе, и часто возвращаю их к детству. Воспоминания и установки у многих оказываются похожими. Пять основных запускают бессознательную реакцию на ряд событий в деловой и образовательной сфере, что ведет к потерянным деньгам и упущенным возможностям. Чувство несостоятельности эти люди компенсируют через бездумный шопинг и напрасную трату денег, часто последних.
1. Программируем и учим тревоге
Повторяют: «денег нет», «это не для меня», «цены опять выросли». Возникает устойчивая тревога по отношению к деньгам. Стремимся избавиться от того, что беспокоит. Поэтому ребенок вырастает либо коллекционером ненужного хлама, либо человеком без денег. В культуре потребления всегда есть место входящему финансовому потоку и разумному управлению им.
2. Опекаем и все запрещаем
Радость от покупок некоторые семьи воспринимают как любимое семейное занятие. Для ребенка это событие – возможность получить желаемую игрушку и нежное внимание взрослых.
Мы уверены, что знаем все о малыше: ему нравится то-то, он хочет вот это. Мы не общаемся с ребенком, чтобы понять его настоящие потребности. Не развиваем таланты (те, которые даны от природы, а не дань моде или семейной необходимости). философия рабстваМы часто отдают предпочтение тому, что нам удобно. Если вы отобрали у ребенка вещь из-за его поступка, то внушили ему мысль о том, что стремление к чему-либо бесполезно: всё исчезает так же быстро, как и появляется.
Getty Images
3. Манипулируем
Купим игрушку за хорошие отметки. Так проще, чем разбираться в причинах лени или пытаться заинтересовать ребёнка.
В 1973 году психологи Марк Леппер и Дэвид Грин из Стэнфордского Университета провели эксперимент в начальной школе. Детей разделили на три группы и попросили нарисовать рисунки. Первой группе пообещали вознаграждение, вторую наградили неожиданно после занятий, а третья рисовала просто так. Через две недели тех же детей снова попросили нарисовать картинки без поощрения. Вторая и третья группа с энтузиазмом взялись за задание. Первая группа, не получив информации о вознаграждении, отнеслись к заданию равнодушно.
Результаты исследования привлекли внимание влиятельных людей. Стив Джобс запрещал своим детям пользоваться продуктами своей компании, а во время ужинов вся семья чаще обсуждала книги. Акцент делался на развитии и диалоге с окружающими, что не было про потребление, а про работу с ресурсами.
4. Поощряем интерес к рекламе
Множество предложений о новых игрушках транслируют ролики для детей, даже безобидные приложения в телефоне показывают фрагменты игр. Такой информационный шум снижает концентрацию и меняет фокус внимания малышей. Поэтому ограничьте время у мониторов, а образовательные программы и фильмы скачивайте и демонстрируйте вне зоны доступа сети.
Мы не рассматриваем детей как индивидуальности с дарованиями и нуждами.
Нам проще уделить время своим интересам, отвлекая ребенка новой игрушкой. Так мы приучаем к системе избыточного потребления вместо того, чтобы учить общению с родными. Ребенок взрослеет и не знает, что проблемы можно обсуждать с близкими, а не заглушать их новыми покупками.
Getty Images
5 советов родителям, как изменить ситуацию
-
Вы – образец для подражания ребёнку. Решения, поведение и даже слова ведут его к успеху или к психологу.
-
Откажитесь от телевизора. Чистое пространство ума даст смысл жизни.
-
Не вкладывайте слишком много в ребенка. Прислушайтесь к нему, ведь он разбирается лучше всех в своих потребностях. Выбор направлений: обучения, репетиторов, кружков и секций – за ребенком. Качество и уровень — ваша забота. Не навязывайте ему свои нереализованные мечты. Желания ваше — не всегда интересы ребенка.
-
Лучше хорошее, чем превосходное. Дайте ребёнку и себе свободу быть собой. Не навязывайте ожидания и свои мечты. Ребёнок не просил родиться, это был ваш выбор. Предоставить ему то, что ему хочется — ваша задача.
-
Не допускается физического насилия, даже в шутливой форме.
Верю, ваше намерение доброе и только доброе. Но насилие порождает агрессию и последующее насилие. Младенец потерпит, вы даже убедите его в том, что он заслужил. Впоследствии это станет для него нормой. Способ вашего обращения с ребенком определяет то, как он воспринимает мир.