Сегодня педагоги настоятельно советуют родителям как можно раньше начать вести портфолио ребенка. Несмотря на то, что создание летописи развития малыша может показаться излишним и надуманным, польза от этого документа значительно превышает затраты времени и сил. Именно поэтому портфолио практически обязателен при поступлении в дошкольное учреждение, а запрашивают его с трехлетнего возраста.
Документ, созданный с творчеством, превратится в хранилище успеха ребёнка, летописью его побед и достижений во всех сферах развития.
Назначение портфолио для детского сада
Родители, желающие тесного общения с ребенком, для этого применяют сбор портфолио. Это порождает общие интересы: взрослые у малыша чаще замечают достижения и обращают на них внимание. В результате семья проводит больше времени вместе, занимаясь одним важным делом.
В портфолио представлены различные стороны развития ребёнка.
- социально-личностная;
- познавательно-речевая;
- физическая;
- художественно-эстетическая.
Создание совместного портфолио помогает ребенку узнать себя лучше, понять свои качества и найти своё место в мире.
Портфолио при общении педагога с ребёнком полезно, но особенно важно для самого ребёнка.
Портфолио обогащается лучшими детскими рисунками и фотографиями других поделок, записями о том, как ребёнок растёт, какие слова и понятия усваивает, как развиваются его навыки и умения.
Каким будет портфолио?
Разговор ведётся о портфолио ребёнка, поэтому не может быть места скучному формальному подходу к документу. Летопись роста малыша должна быть увлекательной и яркой, ведь она создаётся не для галочки или педагогов, а будущей книге предстоит стать гордостью её героя – самого ребёнка. Сбор этой летописи родителями начнётся вместе с ребёнком, объяснив малышу, зачем создаётся эта книга, и что в неё будет входить.
Не стоит думать, что трехлетний ребенок не поймет задумки. Уже в этом возрасте дети любопытны к ярким картинкам, а если это будут их собственные рисунки, интерес долго не угасает. А спустя время, подросший человек может удивляться тому, каким он был раньше, и сравнивать сегодняшние с вчерашними умениями.
Титульный лист
Первое, заглавное листы для детей. портфолио Можно сравнить ее с одеждой, по которой, как говорится, встречают. Это лицо всесторонней работы, которое создает первое впечатление о ребёнке и о семье, которая принимала активное участие в создании книги о маленьком герое.
Не стоит перегружать титульный лист информацией, хотя он и важен. Для всего остального предназначены внутренние страницы книги. На титул выносится главное: кто владелец портфолио, его возраст, место учебы и проживания. Фотография ребенка тоже будет уместна. Текстовую часть титула многие родители создают с помощью компьютера, а художественное оформление – вместе с ребенком, которому приятно внести свой вклад в первую страницу собственной книги.
Содержание детского портфолио
Раздел №1. «Мой большой мир»
Этот раздел также называют «Портретом», в нём отображается ключевая информация о ребёнке.
Мое имя. Вместе с именем ребенка можно добавить информацию об его значении.
Интересно узнать, по какой причине родители дали именно такое имя сыну или дочери. Какие предрасположенности гороскоп связывает с обладателем этого имени? Семья с необычной фамилией может рассказать о её значении или славе.
Раздел №2. «Мои игры и занятия»
Я работаю с взрослыми в детских садах, дома, в кружках и студиях.
Раздел №3. «Мои праздники»
В этом разделе рассказывается о праздниках, которые состоялись недавно. Это могут быть тематические развлечения в детском саду или семейные торжества, связанные с жизнью ребенка. Например, Новый год, 8 марта, Рождество, дни рождения, праздник осени или День Единства.
Раздел №4. «Я расту»
Этот раздел может содержать разделы, иллюстрирующие разнообразные аспекты роста ребёнка.
Динамика физического развития
Вводятся антропометрические данные, позволяющие отслеживать изменения роста, веса и других показателей. Формат оформления может быть любым: графики, диаграммы, рисунки или сравнительные таблицы – всё допустимо. Многим детям нравится, когда одним из показателей становится контур ладошки и ступни в разных возрастах.
Здесь также размещены фото ребёнка разных лет.
- Антропометрические показатели;
- Моя ладонь. Каждый год контур ее рисуют. Делается это удобнее всего в день рождения крошки, чтобы увидеть динамику роста.
Динамика общего развития
Материалы рубрики позволяют наблюдать за социальным, личностным ростом ребенка и его достижениями в области познания и речи.
Читаю я. Так как ребёнок постигает чтение: сначала буквы изучает, потом слоги, а завершает освоение слов.
Творческое развитие ребенка
Раздел объединяет детскую живопись и снимки пространственных произведений искусства, а также фотоотчеты о событиях, в которых участвовал ребёнок.
- Рисунки в разных техниках и жанрах;
- Небольшая скульптурная композиция из пластика, теста, пластилина или глины.
- Аппликация и мозаика;
- Результаты конструирования;
- Фотографии поделок из различных материалов;
- Опыт работы в спектаклях с фотогалереей и описанием сыгранных ролей.
Мои рекорды
Здесь собраны все награды ребёнка: грамоты, дипломы и похвальные листы, полученные в детском саду, на выставках, в клубе или после соревнований и конкурсов. Такой уголок будет хорошим стимулом для высоких достижений во всех сферах жизни, научит прикладывать усилия и станет поводом для гордости за результат.
В книге материалы представлены в хронологическом порядке, позволяя наблюдать за развитием малыша и его стремлениями на протяжении всего периода роста.
Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»
В этом месте хранятся все впечатления ребенка от театров, выставок, прогулок и фильмов.
- Мои путешествия и походы.
- Мои незабываемые открытия.
- Мои удивительные экскурсии.
- Мои впечатления о спектаклях и выставках.
Раздел №6. «Отзывы и пожелания»
В этом разделе взрослые, взаимодействующие с ребёнком, могут оставить свои мысли и мнения.
- Воспитателей в детском учреждении;
- Родителей;
- Преподавателей из кружков и секций, куда ходит ребёнок.
Записи могут повысить самооценку ребенка, ведь высказанная взрослыми похвала и высокая оценка достижений позволят не только гордиться уже полученными результатами, но и стремиться к новым высотам. Причиной для отзыва может служить день рождения ребенка, выпуск из очередной группы или любое проводимое мероприятие.
Памятка по ведению детского портфолио
Руководство для работников дошкольных учреждений.
- Педагоги и родители ребёнка могут заполнять разделы портфолио.
- Разделы детского архива не имеют номеров и могут располагаться в произвольном порядке.
- Все работы малыша и полученные результаты получают дату, для слежения за развитием и сравнения ранних произведений с новыми.
- Портфолио нельзя применять для сравнения одного ребёнка с другим.
- Документ нужно оформить аккуратно и креативно, чтобы ребёнок понял его значимость.
- Поскольку владелец портфолио – ребёнок, доступ к документу другим лицам предоставлен только с его согласия.
- Важно объяснять детям, как строится самооценка, во время заполнения документов, чтобы избежать её недооценки и переоценки.
Зафиксировать все достижения ребёнка — главный путь для его продвижения вперед.