
Советские детские ценности к игрушкам.
10.01.2022
AaronAmat / iStock / Getty Images
Для каждого малыша игрушкаИгрушка – необходимый аспект жизни ребенка. Без неё невозможны развитие эмоций, изучение окружающей среды и самопознание. Она же служит инструментом социализации – знакомством с общественными нормами и правилами взаимодействия в коллективе.
Знаменитый коллекционер и мастер-игрушечник Николай Бартрам около ста лет назад утверждал, что каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху. В Советском Союзе у малышей был иной ассортимент развлечений и отношение к ним.

Елена ИгнатьеваДетское дошкольное и школьное образование
Создатель онлайн-школы Smart School Pro.
Хорошая игрушка была дефицитом
Эти замечательные, всегда наполненные смыслом, советские игрушки сильно отличаются от современных. Из-за потребности ребенка познать мир и попытаться его изменить, игрушки повторяли предметы из взрослой жизни — быта, профессий, хобби, спорта. В советских игрушках чаще всего не было надуманности, они выглядели реалистично.
В то время люди жили просто, знали о дефиците, умели беречь вещи, в том числе игрушки. В домах, садиках и школах детям повторяли, что нужно аккуратно обращаться с игрушками и книгами. Игрушки не покупали часто, а «доставали», поэтому ребенок понимал: если игрушка сломается, получить такую же будет проблематично.

katalinks/Alamy/ Legion media
Игрушки покупали только по праздникам
В современном мире всё доступно и в избытке. Ранее игрушки покупали по праздникам, а сейчас ребёнок пожелает — и ему купят, поскольку возможности для этого есть. Промышленность производит детские товары в широком ассортименте, а магазины предлагают их по разным ценам — практически каждому кошельку. По этой причине игрушки приобретаются в больших количествах, заполняя часто всё пространство детской комнаты, а затем такими же объемами выбрасываются. Игрушки сменяют друг друга такой высокой частотой, что ребёнок не успевает привыкнуть к ней и эмоционально отреагировать.
Кстати, психологи рекомендуют не покупать много игрушек — чем игрушек меньше, тем лучше для ребенка.
Детям прививали культуру бережного отношения к предметам.
С детства внушали детям важность ухода за вещами: чистота и порядок – обязательные требования. В прошлом игрушки и книжки не выбрасывали – пытались починить, продлить срок службы, привлекая к этому детей. Например, соединяли детали машинки, шили кукле новое платье, склеивали порванные страницы книги. Большинство детских товаров того времени поддавалось ремонту: разбирались и собирались заново. Нынешние игрушки часто одноразовые и не подлежат восстановлению.
В советскую эпоху с детства воспитывали трудолюбие и аккуратность. Даже двухлетних малышей уговаривали… убрать за собой игрушкиТаким образом обучали алгоритму: взял — поиграл — вернул на место. Старшие дети разделяли игрушки по ящикам.
В каждой семье стояли стеллажи с книгами, а на полках размещались коллекции машин, самолетов, кукол. В школе в кабинетах младших классов организовали мини-библиотеку — дети брали книги для чтения и возвращали их после прочтения.
Внимательное отношение позволяло сохранить игрушки и книги в хорошем состоянии, передавая их по наследству младшим братьям и сёстрам. Возможно, по сей день они находятся в родительском доме — где-то на антресолях или в кладовке.

guns.allzip.org
Игрушки стоили недешево
Покупатели высоко ценили детские товары за их качество и практичность. К игрушкам предъявлялись жёсткие требования, установленные государственным стандартом — не всякий пластик или сплав допускался к применению. Это касалось и красок, и других компонентов для игрушек.
Игрушки не были незаметной статьёй расходов для семейного бюджета. Пластиковые мелочи стоили копейки. А вот большие, редкие куклы, игрушки на батарейках, модели самолетов требовали более серьёзных затрат: например, при средней зарплате инженера в 110 рублей родители платили за кубик Рубика 4 рубля 50 копеек (а из-под прилавка его предлагали за 10-20 рублей), танк на пульте управления стоил 25 целковых, а цена большой куклы могла быть 5-7 рублей. Ребятам безмерно радовались таким подаркам и берегли их.
Чем увлекаются дети сегодня?
Психологи предупреждают о росте поколения, воспитанного на вещах, мало связанных с российской действительностью. Такие развлечения вводят ребенка в культуру других народов. Если раньше образ русского воина-победителя воплощался в игрушках — былинные герои, герои войны, космонавты, то сегодня это трансформеры-роботы, Бэтмен, Человек-паук.
В магазинах можно найти персонажей любимых с детства сказок и мультфильмов, которые учат детей добру и справедливости. Для старших дошкольников есть наборы-конструкторы, наборы для вышивания и инструменты. Эти игрушки научат детей быть самостоятельными, трудолюбивыми и заботиться о близких.
Как выбирать игрушки?
Кроме того, что важно учитывать требования к техническим характеристикам игрушек — прочность материала, качество изготовления, безопасность для здоровья, также нужно… игрушки развивали В то же время служили объектом детской деятельности. Игрушка способна развивать детские способности, однако вместе с этим доставляет ребенку радость и удовольствие.