Серьезней, чем вы думаете: чем аукнется ребенку зависимость от гаджетов
31.10.2019Начинается все с банальности: папа устал, мама на пределе, малыш ноет, но стоило включить смартфон — и в семье моментально воцарился мир. Пока кроха с довольным видом смотрит мультфильм или разучивает цвета, можно и выспаться, и суп сварить. А дальше аппетиты растут, и постепенно просмотр мультиков с одной серии увеличивается до трех, а то и пяти подряд. К цветам быстро добавляются формы, потом буквы с цифрами. А что тут плохого, ведь ребенок не бездельничает, а занимается полезным делом!
Хотя и в том, чтобы малыш поиграл немножко в милых бегемотиков или пообщался с забавным гномиком, тоже нет ничего предосудительного. Смартфон уже стал частью детской субкультуры. Но когда ребенок втягивается, начинаются скандалы, потому что расставаться с гаджетом он в какой-то момент категорически отказывается. И мама уже не может почитать ему сказку, а папа — поиграть с ним в машинки. Кроху такие развлечения перестают интересовать.
К сверстникам он тоже становится равнодушен: общаться с ними скучно. Малыш готов весь день провести в компании с планшетом, делая перерывы только для того, чтобы поесть или прогуляться. И его такое положение дел полностью устраивает. Тревожные сигналы накапливаются, но, когда к ним прибавляется проникновенная фраза по утрам: «Можно я немножко поиграю, пока ты готовишь завтрак? Мне хочется пройти этот уровень», родители прозревают. А когда приходит осознание, что увлечение гаджетом переросло в зависимость с классической «ломкой», начинается паника.
До школы психологи не рекомендуют давать ребенку гаджеты. Если вы решили иначе, до 3 лет не стоит оставлять малыша наедине с планшетом дольше чем на 20 минут, а после 3 лет — дольше чем на полчаса.
Всегда с собой
Сегодня ребенок может превратиться в настоящего геймера хоть в 2 года. Помните, еще совсем недавно считалось, что беременной женщине категорически нельзя работать за компьютером? А о том, чтобы положить ноутбук на живот, и речи быть не могло. Сегодня мы не представляем, как может быть иначе. И как мы жили без смартфонов и интернета, верится с трудом.
Да, дети, которым сейчас от 2 до 6 лет, не первое поколение, ощутившее на себе влияние гаджетов. Интернет, на минуточку, придумали в конце 80-х годов прошлого века. И сейчас уже можно подвести некий итог. Представители поколения Z, которым сейчас не больше 20‒25 лет, получились действительно другими. Хотя бы потому, что благодаря компьютерным технологиям и новому способу подачи информации заработали себе клиповое мышление, отрицающее логику и причинно-следственные связи.
Но наши дети родились первыми в ту эпоху, когда интернет стал портативным. Сегодня доступ к развлекательным ресурсам и видеоиграм дают не стационарные компьютеры, а смартфоны, которые мы везде берем с собой. Это обстоятельство и привело к тому, что последние 5 лет родители активно приобщают малышей к гаджетам. И если раньше психологи говорили о зависимости от видеоигр у подростков, сегодня она формируется уже у дошкольников. Просмотр мультфильмов в режиме нон-стоп попадает в ту же категорию.
Идеальный мир
Явление это повальное во всем цивилизованном мире. Планшеты есть почти в каждой среднестатистической семье. К тому же это действительно удобно: включив гаджет, можно «выключить» ребенка. Но в момент, когда малыш сливается с экраном, в его жизни появляется другой мир — яркий и идеальный. Обратите внимание на интерфейс детских видеоигр и приложений: всегда играет приятная музыка, персонажи — только позитивные, картинки — красочные. Если такие погружения ребенок совершает часто и надолго, возвращаться в обыденность не хочется. А зачем, если «там» у него есть все, что ему нужно? Точнее, все, что он недополучает в действительности, в том числе от родителей.
Если мама не в духе или устала, уговорить ее поиграть не получится. Если папа вдруг сделал что-то смешное, он повторит эту сценку максимум три раза, и то если удастся его упросить. А гаджет предсказуем. У него не бывает плохого настроения, чего не скажешь о взрослых и сверстниках. Он никогда не устает, не читает нотаций и проигрывает полюбившийся сюжет хоть сто раз по первому требованию. С живыми людьми так взаимодействовать не получается. Малыш понимает это очень быстро, и желание общаться, выдерживать критику со стороны родителей, договариваться, предпринимать какие-то усилия ради достижения заветной цели постепенно пропадает.
Крайняя мера
Некоторые родители используют гаджет как приманку, например, чтобы заставить малыша выучить стихотворение или отправиться наконец домой после долгой прогулки, когда он категорически отказывается покидать детскую площадку. Как «скорую помощь» этот метод можно использовать — главное, проанализировать, насколько часто вы это делаете. Если это единственный или самый популярный прием в вашем арсенале, задумайтесь, как часто в обычной жизни нам приходится вызывать неотложку? Раз в полгода или каждый день? Ведь есть и другие мотивы, которыми ребенок должен руководствоваться: простое желание сделать приятное маме (это эмпатия), признать, что в семье существуют определенные правила и им нужно подчиняться (это ответственность), умение прислушиваться к своим ощущениям (это самопознание). Если ваш малыш такими навыками не обладает, стоит задуматься.
А также…
Если с гаджетом ребенок проводит больше времени, чем с людьми, он не получает опыта живого общения. Отсюда проблемы с коммуникацией и социализацией и в детском саду, и в школе, и во взрослой жизни. Кроме того, уставившись в экран, малыш не удовлетворяет одну из базовых потребностей — он не имеет возможности активно двигаться и чувствовать свое тело. Мелкая моторика тоже не развивается. Даже если кроха научился виртуозно нажимать на сенсорные клавиши, радоваться тут нечему: этот навык не приносит ему большой пользы. Чтобы производить манипуляции пальчиками, важно тренировать и степень нажима, и силу мышц, иначе удерживать руку и кисть в нужном положении не получится. А гаджеты устроены так, что легкое прикосновение к экрану дает результат. И это приятно: детям тоже нравится чувствовать себя успешными. Неудивительно поэтому, что маленькие геймеры не любят лепить из пластилина и рисовать обычными карандашами: это гораздо сложнее.
Что делать?
Чтобы избавить ребенка от зависимости, нужно действовать поступательно. Для начала важно признаться себе, что смартфон или планшет дают вашему малышу то, что вы ему по какой-то причине дать не можете. По крайней мере в том рбъеме, который ему жизненно необходим. А дальше попробуйте предпринять следующие шаги:
-
Первое, что нужно сделать, — это войти с ребенком в контакт. Для этого необходимо постараться, чтобы он впустил вас в свою виртуальную реальность и разрешил вам присоединиться к его игре. Если мы говорим о настоящей зависимости, общение придется налаживать через гаджет. И этого не надо бояться. Сейчас самое главное — чтобы малыш в этом процессе обнаружил другого живого человека, которому он может доверять. Обратите внимание на то, какие сюжеты, мультфильмы, задания интересуют его больше всего. Все дети разные. Одним нравятся «бродилки», другим — «стрелялки», третьим — «сортеры». Ваша задача — понять, чему ребенок радуется, и попытаться это удовольствие с ним разделить. На практике. Просто садитесь рядом и наблюдайте, как он играет, или вместе смотрите мультфильмы, комментируя происходящее. Если вы все делаете правильно, вскоре малыш проявит инициативу и сам пригласит вас к игре. Это будет ваша первая победа.
-
Второй этап — перенос игры из цифрового мира в реальность. Например, если малыш подсел на мультики, купите ему плюшевые или пластиковые копии главных персонажей и попытайтесь воссоздать тот же сюжет по эту сторону экрана. Если ему нравятся «бродилки», купите аналогичную настольную игру. Если в магазинах ничего из того, что нужно, не продается, включайте фантазию. В конце концов, можно взять в руки краски или ножницы и смастерить героев и декорации самостоятельно. Только не оставляйте ребенка одного, иначе толку не будет. Сейчас важно, чтобы игра была совместной.
-
На самом деле конечная цель заключается в том, чтобы разбить стереотипы. Для этого сюжеты, в которых ребенок «застревает», нужно повернуть в другую сторону. Однако делать это резко и бесцеремонно нельзя, иначе он замкнется в себе еще больше. Пытаясь играть по другим правилам, вы обесцените то, что для малыша действительно дорого и важно. А так легко испортить все дело. Предлагать нововведения можно только после того, как вы много-много раз проиграете знакомые сюжеты и почувствуете, что лед тронулся. На этом этапе нужно создавать игровые препятствия и логические несоответствия от лица одного из персонажей. Представьте, что вы сели играть вместе с ребенком и он настаивает, чтобы вы следовали четким инструкциям. Попробуйте притвориться, что ваш герой вдруг стал непослушным или забыл все, что знал, потому что утром ему на голову упало яблоко: «А я так не хочу!», «Ой, я забыл, зачем мне туда надо? Пойду-ка я в другую сторону сегодня». Запомните: вы не можете режиссировать игру от своего лица. Действовать следует только от лица того персонажа, чью роль вы в данный момент исполняете!
Свобода личности
Многие современные родители считают, что не имеют морального права что-либо запрещать своим детям. Они придерживаются этой позиции даже в тех случаях, когда речь идет о здоровье ребенка. Но психологи не перестают повторять: правила, которые ограничивают его выбор в самых глобальных вопросах, дают ему только одно — ощущение безопасности. Почему? Потому что эти рамки снижают тревогу. Свобода выбора в экзистенциальном плане всегда подразумевает ответственность за свою жизнь и за собственную безопасность. Задайтесь вопросом: имеете ли вы право перекладывать ее на малыша? Возможно, вы таким образом снимаете груз ответственности с себя? Например, вполне очевидно, что, если родители не будут контролировать потребление сладкого, у ребенка просто не останется шансов. Привыкание к сахару возникает из-за того, что он воздействует на вкусовые рецепторы как усилитель вкуса. Другая еда начинает казаться пресной, и вернуться к здоровому меню малыш уже не сможет. То же самое касается гаджетов. Лучше спросите себя, какой выбор вы обеспечиваете своему ребенку не в плане свободы принятия решений, а в плане реального развития? Может ли он удовлетворить свои базовые потребности в эмоциональном контакте, двигательной активности, общении со сверстниками?