Семь важных принципов для счастливого детства.
10.01.2024Shutterstock/Fotodom.ru
Татьяна Мэрпсихология
Специалист по клинической психологии с более чем двадцатилетним стажем.
1. Определитесь, кто должен быть счастлив
Понятие «счастье ребенка» индивидуально, и многие родители вкладывают в него свои интересы, помимо желаний сына или дочери. Понимание счастья родителями может существенно отличаться от того, что ребенок будет понимать в будущем. Навязывание концепции счастья по взрослому образцу — серьезная ошибка с возможными негативными последствиями. Важнее задуматься о том, как не вырастить несчастного ребенка.
2. Воспитывайте адекватную самооценку
Shutterstock/Fotodom.ru
Низкая самооценка многими взрослыми считается признаком несчастного человека, фактором, который препятствует реализации и успехам в жизни. Как сформировать здоровую самооценку?
Поощряйте инициативу ребенка и хвалитеЗа то, что хорошо получается. Такое можно всегда найти: один быстро выучил стишок, а другой отлично завязал шнурки. Нужно обратить внимание на результат, закреплять успешные моменты. Например, ребёнок нарисовал дом. Родитель видит недостатки и сообщает ребёнку только о них: «Слушай, крыша такой не бывает. Давай вот так лучше сделай». Родитель считает, что дал полезный совет, а ребёнок фиксируется на неудаче. Сначала лучше акцентировать внимание на успехе. Не забываем принцип «найти хорошее можно всегда»! «Как мне нравятся окна в твоём домике! Какие они большие, в таком доме будет светло». Только после этого мягко переходим к критике и советам, обосновываем своё мнение, избегаем резкого «не бывает»: «А крышу наверное лучше сделать вот такой, так она больше похожа на настоящую».
В любой ситуации находим положительные моменты. К примеру, если ребенок проиграл: «Молодец, не испугался соперничать с такими сильными противниками… Возможно, сама бы не решилась». Важно, чтобы у ребенка возникло ощущение, что всё возможно, а попытка чего-то нового – это интересно и не страшно. Любознательность и открытость новому опыту – важные составляющие успешного человека.
Не сравнивайте детей с другими. Не обращайте внимания на тех, кто пытается этого добиться. Функциональные возможности мозговых структур у детей развиваются с разной скоростью. Из-за этого некоторые дети уже умеют читать, а другие ещё нет. букв не знаетЧеловек, которому трудно даётся чтение, может обладать другими талантами, например, невероятной ловкостью, точным контролем над своим телом или способностью точно повторять мелодии. Не стоит беспокоиться о том, что развитие моторной коры больших полушарий произошло позже других функций. При наличии стимуляции со временем «дозреют» и речевые функции, а умение управлять движениями окажет положительное влияние.
Не паникуйте! Если говорить о ребёнке, которому специалисты не ставят сложного диагноза, то можно не сомневаться: рано или поздно он научится пользоваться горшком, читать и аккуратно есть ножом и вилкой. На консультациях я говорю обеспокоенным мамам: «А вы много видели взрослых, которые не умеют пользоваться вилкой или ходят до сих пор в памперсах?» В ответ те начинают улыбаться: «Нет, конечно…»
Помните индивидуальность каждого малыша и не спешите называть его именами соблазнов. В обычном нет плохого, если ваш ребёнок приучится к горшкуЧерез год после подруги. Постоянные упреки и критика могут нанести ребёнку серьёзный вред.
3. Покажите, что вы сами счастливы
Счастливый ребёнок растёт в счастливой семье.
4. Охраняйте детство
Shutterstock/Fotodom.ru
Раннее развитие — популярная идея, но оно имеет много подводных камней. Часто раннее обучение вредит гармоничному развитию ребенка, его психике и мешает освоению сложных предметов в будущем. Из-за нарушений мотивации и недоразвитой волевой саморегуляции такие дети часто сталкиваются с трудностями в школе.
Нельзя перепутать раннее обучение с ранней стимуляцией развития малыша.
Развитию способствуют среда, создающая условия для роста, и активное взаимодействие взрослого с ребенком во время игр. Занятия в группах можно заменить обычным общением: играми, рисованием, рассматриванием окружающего мира и разговорами. Вместо танцевальных занятий родитель может потанцевать с малышом под музыку, просто предлагая ему повторять движения.
В детстве малыш обязан заниматься деятельностью, которая ему свойственна: игрой. Это главный способ развития для ребёнка, и не стоит отказывать ему в этом важном занятии ради учебных упражнений.
Часто родители ведут детей постарше в секции и кружки, которые им нравятся самим. Правильный путь — попробовать разные занятия. Ребенку исполнилось пять лет — попробовали танцы, вокал, музыку, гимнастику (почти всегда предлагаются пробные занятия — этой опцией нужно обязательно пользоваться). Попытались понять, что ближе самому ребенку. Конечно, очень важно найти педагога, с которым сложится гармония. Наблюдать, бежит ли ребенок с нетерпением на занятия, ждет ли его? Нужно следить, чтобы все виды занятий доставляли ребенку удовольствие. Эта деятельность должна развивать малыша, а не отнимать у него детство.
5. Обращайте внимание на конкретные достоинства
Многие обращаются к девочке со словами: «Ты для нас самая красивая». В этих словах, по моему мнению, есть две проблемы: «самая» и «для нас».
Слово «самая красивая» — это вредоносная превосходная степень сравнения, чрезмерное использование которой может принести проблемы в подростковый период, когда человек начнет себя сравнивать с образцами красоты. Лучше говорить без превосходной степени, употребляя слова «красотка», «красавица». Говоря о внешности девушки, важно подчеркнуть ее конкретные достоинства — красивые глаза, густоту и цвет волос, изящество движений, улыбку и т. д. Знание своих сильных сторон позволяет чувствовать себя увереннее и не зацикливаться на недостатках.
«Красавица с нашей точки зрения — а для остальных нет?» — справедливый вопрос, который может возникнуть у девочки в переходном возрасте. Вновь начнет сомневаться в себе и сократит общение с другими людьми: дома она «самая привлекательная», а в школе дразнятКомплексы, связанные с внешним видом, почти всегда встречаются у подростков, поэтому важно, чтобы девушка осознавала свои сильные стороны.
Вместо утверждений о том, что сын самый умный или самый ловкий, лучше указывать на конкретные его достижения и способности.
6. Действуйте сообща
Shutterstock/Fotodom.ru
Помните, что родители и близкие должны быть едины в вопросах воспитания. Если мама разрешает кататься с горки, а бабушка запрещает даже смотреть на нее, ребенок теряется в противоречиях. Ему сложно понять, кому верить. Самое важное – не спорить о правилах перед ребенком.
Понимание того, что противоречащие указания могут быть инструментом влияния на взрослых, тоже важно.
7. Давайте детям побездельничать
www.natasha-lebedinskaya.com
Когда ребенку скучно, мозг активно ищет занятие, развивая воображение и творчество.
Если же ребенок с утра до вечера ходит на занятия по графику, вероятнее всего, станет исполнителем, а не творческой и счастливой личностью.