Селективный мутизм: что это и можно ли его вылечить
31.08.2023Когда ребенок не начинает говорить в сроки, указанные в общих нормах педиатров, многие родители сразу предполагают задержку речевого развития или расстройство аутистического спектра (РАС). Во многих случаях эти диагнозы подтверждаются.
Но причин для молчаливости ребенка гораздо больше, и иногда случается так, что ребенок в принципе умеет разговаривать, но при этом общается с людьми довольно редко. У таких детей даже в школьном возрасте могут возникать проблемы с тем, что во время учебы они не проронят ни слова, но домашние уверяют: ребенок разговаривает. Просто в определенных ситуациях он категорически отказывается это делать, чаще всего, в кругу незнакомых людей или любой травмирующей его ситуации. Такое явление называются селективным мутизмом. Что это такое, с чем связано и как с ним быть?
Селективный (он же избирательный или элективный) мутизм — это диагноз, который есть в классификации МКБ-10 и МКБ-11. Для него характерна избирательная немота, связанная с высоким уровнем тревоги и психического напряжения. Человек с этой особенностью неспособен разговаривать в особых социальных ситуациях, хотя в других — он может говорить. Чаще всего данное расстройство впервые проявляется в раннем детстве, но у некоторых с возрастом может не пройти.
Руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой Леонид Чутко добавляет, что, как правило, появлению селективного мутизма предшествуют другие нарушения речевого развития. У 75% детей с этим диагнозом установлен высокий уровень тревожности. При этом явление довольно редкое, плохо изученное, и нет установленной эффективной терапии. В России чаще всего назначают ноотропы и противотревожные препараты совместно с когнитивно-поведенческой терапией, арт-терапией и семейной психотерапией.
К сожалению, даже многие специалисты — педагоги, логопеды — могут не знать о таком диагнозе, а когда сталкиваются с ним, то не понимают, как работать с такими детьми. Это остается проблемой для родителей детей с селективным мутизмом. Поэтому некоторые мамы поделились с порталом
«Психолог и логопед о таком диагнозе никогда не слышали»
Наталья Татаринова, мама дочери Адрианы с селективным мутизмом и основательница сообщества единомышленников во «
После перевода в частный сад, в группе которого всего лишь 10 детей, лучше не стало. И только после обращения к психологу мама Адрианы услышала о таком явлении, как «селективный мутизм».
«Нас направили на педагогическую комиссию, и вот представьте: сидит логопед, детский психолог и заведующая детсадом, и я им рассказываю, что такое селективный мутизм. Они о таком никогда не слышали!» — делится женщина.
Девочка прекрасно общается с мамой, не только дома, но и в общественном месте, но в присутствии посторонних людей замолкает. Наталья предположила, что в случае с ее дочерью могла сыграть роль наследственность. Отец девочки сообщил: «В детстве я не то что общаться, я есть при людях боялся».
Психиатр назначил Адриане медикаментозную терапию, совмещенную с психотерапией. Но препарат можно принимать только с шести лет, а девочка младше этого возраста. На данный момент мать решила не давать его, зато отметила пользу от песочной терапии. Женщина создала сообщество, чтобы узнать об опыте других мам — что им помогает, от чего становится хуже. Кроме того, у Натальи есть цель — собрать нескольких детей с селективным мутизмом вместе, чтобы понять, как они будут общаться между собой.
«В детском саду сын упал, рассек щеку и не издал ни звука»
История второй мамы звучит более оптимистично — ее ребенку терапия и назначенный психиатром препарат помогают, но специалисты предупреждают, что даже если проблема кажется решенной, она может снова возникнуть во взрослом возрасте.
У сына Ксении Медведевой всегда была замкнутость и повышенная тревожность, но ребенок общался с домашними, и у семьи не было мыслей о том, что есть какая-то патология. Родители думали, что у них растет интроверт. Но когда Артему исполнилось пять лет, его пришлось перевести в коррекционный глазной детский сад, после чего ситуация ухудшилась. Еще больше ее осложнило рождение младшей дочери в семье. Тогда мальчик перестал играть и общаться с другими детьми. Дома он просил забрать его из детского сада.
«Как-то зимой Артем упал во время прогулки и рассек щеку об лед. Кровь течет, а он молчит, ни звука не издает, только по щекам слезы текут. После этого случая воспитательница посоветовала нам пойти к специалисту», — рассказывает Ксения.
Женщине повезло найти специалистов, которые нашли решение. Невролог на энцефалограмме не нашел проблем, но психиатр подобрал препарат, после которого у Артема наладился сон, пропала тревожность. Мальчик стал общаться с воспитателями и другими детьми с помощью жестов, начал издавать какие-то звуки. Родители отмечают медленный прогресс и очень боятся его потерять.
«Учителя и родственники считают, что ребенок проявляет к ним неуважение»
Мама 8-летнего ребенка с селективным мутизмом в этом году провожает сына во второй класс. Алина (имя изменено) признается, что наладить учебный процесс в первом классе было непросто, пришлось лично разговаривать с учителем, чтобы она спрашивала у ребенка задание только в письменном виде. Что будет дальше, мама ребенка не представляет.
«Впервые мутизм проявился в четыре года, я тогда даже не знала о таком диагнозе, но очень быстро нашла его в интернете. Теперь я понимаю, что у ребенка с вероятностью 90% в детском саду произошел какой-то стресс, в результате которого сын перестал общаться с другими людьми. В семье с родителями и старшим братом он выглядит обычным ребенком, но за пределами дома он замолкает. Как я поняла, у сына как будто блокируются голосовые связки, и он не может проронить ни слова. При этом видно, как он тянется к бабушкам и дедушкам, хочет им что-то сказать, но не может. И вроде бы наши с мужем родители все понимают, но обижаются, когда внук с ними не общается. А учителя вообще считают это проявлением неуважения, то и дело говорят: „Ну, когда он у вас начнет отвечать?“ Как будто это от меня зависит».
Алина рассказала, что сразу забила тревогу и начала искать специалистов, обращалась к логопеду, неврологу. По неврологии проблем не нашли, логопед несколько месяцев пытался разговорить ребенка. В школе у мальчика есть пара друзей, с которым он общается, но замолкает, как только на горизонте появляется посторонний человек. В городе, где живет Алина, о селективном мутизме никто не слышал, и диагноз ставили со слов матери. Помощи также никакой не было предложено, помог только нейропсихолог, назначивший нейролептики. После них сын не стал говорить больше, но ушла тревожность.
«Что они мне говорят: ну найдите сенсорные занятия, специализированные кружки, съездите в Москву», — объясняет мать ребенка.
Алина была в Москве в специализированных центрах, где стоимость одного приема доходит до 8 тысяч рублей, но фактически все это неэффективно, так как заниматься нужно комплексно и с психологом / нейропсихологом, и с дефектологом, и подобрать подходящие препараты. При этом каждый специалист должен быть с ребенком «на одной волне», и все это должно находиться в одном центре рядом с домом. По факту получается, что в родном городе у Алины ничего этого нет, а в Москву не наездишься, хоть переходи на домашнее обучение, но тогда женщина боится, что ребенок будет выдернут из среды, где он может социализироваться. Замкнутый круг.
«Я нашла по рекомендациям идеальный центр в Санкт-Петербурге, даже задумалась о переезде. Но пока мы с мужем в раздумьях, что делать дальше. В Сети я вычитала, что такие случаи нельзя оставлять на самотек, но побороть проблему у нас пока не получается».
Как взаимодействовать с ребенком с селективным мутизмом
Британский терапевт Люси Натансон, специализирующийся на работе с детьми с селективным мутизмом, в своей книге делится полезными советами, как общаться с таким ребенком.
1. Плавное знакомство с воспитателем/педагогом. Если есть такая возможность, стоит договориться с учителем или воспитателем о том, чтобы мама или любой близкий ребенку человек, при котором он меньше теряется, находился первое время рядом. Мама общается и занимается с ребенком, педагог находится рядом и наблюдает. Затем мать ребенка постепенно вовлекает воспитателя в процесс. Так как ребенок с матерью фактически сам пригласил в свою игру педагога, не возникает ощущения «вторжения». К сожалению, во многих организациях такое невозможно, именно поэтому родители часто выбирают частные сады и школы, где есть индивидуальный подход.
2. Попробовать вовлечь ребенка в процесс шопинга. Вы заранее обсуждаете с ребенком, что хотите купить, выбираете предмет, затем аккуратно начинаете общаться с кассиром. Все должно происходить максимально естественно и незаметно для ребенка.
3. Не требовать от ребенка говорить с вами. Не акцентируйте внимание на том, что ребенок не говорит, никогда не спрашивайте: «А ты будешь сегодня со мной разговаривать?» От такого вопроса страх только усилится.
4. Не уделяйте ребенку с СМ слишком много внимания. Главная проблема таких детей — боязнь повышенного внимание к себе. Они не уверенны в себе, поэтому не стоит уделять им особенное внимание и общаться наравне с другими детьми.
5. Не заставлять с кем-то здороваться. Вы можете предложить ребенку с СМ поздороваться с кем-то, вы можете придумать свой способ напоминания об этом, возможно, в игре. Но не стоит винить ребенка за то, что он так и не сказал при встрече с людьми «Здравствуйте».
6. Не задавать ребенку прямых вопросов. Особенно если речь идет об общении с незнакомыми людьми. Можно начать издалека или попробовать разговор через третье, доверенное лицо, но не стоит с просьбой или требованием напрямую обращаться к ребенку. Также избегайте прямого зрительного контакта.