Заведите устный «дневник»
Традиция вести дневники и прятать его от родителей под кроватью осталась в прошлом вместе с «игрой в резиночку», «вышибалами» и коллекционированием фишек. А в ней, к слову, было немало полезного для развития ребенка. Собственный анализ проделанных за день дел.
Заведите с ребенком «устный дневник». Пусть это будут 10-15 минут перед сном, в которые ребенок расскажет вам все хорошее и плохое, что было за день. Задавайте вопросы: «А как ты поступишь в следующий раз?», «А как сделали твои друзья?», «А что бы ты еще хотел?». Таким образом у ребенка будет формироваться собственная оценка событий. Ему уже не понадобится похвала, чтобы понять, что это он сделал правильно, а в другом стоит еще подтянуться.
Не сравнивайте
Сравнение с другими — не лучшая мотивация, особенно для не сформировавшейся личности. Постарайтесь не использовать фразы: «А вот у Пети получилось», «Катя уже сама это умеет», «Денис — лучший игрок команды». Кроме комплекса неполноценности и болезненного отношения к чужим успехам вы ничего не добьетесь.
Грамотнее, если вы покажите ребенку его собственную уникальность. Научите относиться к действиям и поступкам осознанно, видеть перспективу. Любая выученная для урока, занятия в садике песенка — не ради похвалы учителя, или «галочки» вы дневнике. Пусть ребенок осознает, что делает это, чтобы были развиты голосовые связи, хорошо поставлен голос. А уж голос, как и правильная речь без проглатывания слов, ему точно приходятся как во время защиты школьного реферата, так и выступления на дебатах в университете.