
Родители о смартфонах для детей.
27.07.2023В современном мире многие родители рано или поздно слышат от детей просьбу приобрести смартфон.
Желание оставаться на связи с ребенком, когда тот переходит в среднюю школу, посещает кружки и проводит больше времени вне дома, естественно для каждого родителя. Это порождает целый ряд проблем: как удовлетворить потребности ребенка, защитить его от угроз цифрового мира, но при этом не оставить за бортом.

Сын убедил нас купить смартфон, рассказав о просьбе учителя подписаться на общий чат класса в мессенджере.
Мы с мужем в итоге пришли к решению купить сыну первый смартфон — причин для этого было много. Но как сделать это ответственно? Нам потребовалось предварительное обсуждение и планирование. Провели мозговой штурм, обдумав множество аспектов — от использования смартфона как инструмента рачительности до составления соглашения с ребенком о бережном отношении к устройству. В процессе выяснили несколько важных вещей.
Прежде чем выбирать модель смартфона или обсуждать это с ребенком, определите, как он будет его использовать, и какую пользу это принесёт вам всей семье. Связь с родителями поддерживается кнопочным телефоном. Смартфон предлагает больше возможностей: выполнение домашних заданий, фото- и видеосъемка (для нашего сына, увлекающегося фотографией, это особенно важно), а также доступ к социальным сетям и играм.
Проанализировав плюсы и минусы смартфона, мы обсудили полученные выводы с сыном. Сначала хотели понять, не связано ли стремление сына к приобретению телефона с желанием казаться крутым среди одноклассников.

Getty Images
Пойдя навстречу желанию, которое оказалось значимым для него, решили, что это желание должно быть оплачено его личными средствами и деньгами на день рождения. Умение находить компромиссы — важное свойство взрослости, а помогать детям взрослеть — главная задача родителей.
Со старшим сыном поговорили о его готовности к владению дорогим гаджетом. Хотелось ему флагманский игровой аппарат, но в результате решили дать на испытательный срок один из наших старых смартфонов с ограниченным тарифом. Так он получил первый урок – о разнице между желаниями и потребностями.
Сын принял условие, по которому в течение трех месяцев должен был пройти «тест на ответственность». В это время ему запрещено было сломать или потерять гаджет. Успешно пройдя испытание, мы приобрели ему собственный смартфон и увеличили тарифный план.
Выбирая смартфон, руководствовались ценой, прочностью, удобством, фото-возможностями, способными развить творческий потенциал сына, работоспособностью и емкостью аккумулятора. Важно было также наличие удобного родительского контроля.
Выбрали смартфон SPARK 10 Pro от TECNO – аппарат для подростков. Китайское производство позволило приобрести гаджет по доступной цене, отвечающей нашим требованиям к первому телефону. Сын остался доволен камерой (50МП) – протестировал ночной режим, искусственный интеллект и встроенный редактор видео. Возможность поиграть с одноклассниками в популярные игры тоже была для него важным фактором. Нам больше всего важно было наличие емкой батареи, чтобы не беспокоиться о разряде телефона и потере связи. Пока что 5000 миллиампер-часов хватает для повседневных задач.

Shutterstock/Fotodom.ru
Следующим испытанием стало разумное поведение в сети. Сын сразу был готов к тому, что за глупости потеряет новую игрушку и вернёт старого родительского смартфон. Как мудро сказал дядя Бен в «Человеке-пауке», «С большой силой приходит большая ответственность».
Мы предупредили о том, что в интернете каждый поступок оставляет цифровой след. На примере показали, как отследить подписки, комментарии и лайки. Убедились, что сын понял: всё сделанное онлайн остаётся надолго. Лозунгом урока сетевого этикета стало «Не отправляй сообщение, если ты не готов поделиться им со своей бабушкой».
Заметим, что смартфон начал использоваться им слишком часто, подчеркнули, что владение телефоном – привилегия, а не право, его можно забрать в любой момент. Договорились, что он не будет им пользоваться перед сном, за столом и во время домашней работы. При нарушении правил старательно соблюдали договоренности и конфисковывали устройство на оговоренные сроки.
Использовали встроенные функции родительского контроля для отслеживания активности и ограничения некоторых приложений.
Мы осознавали, что постоянный контроль – не панацея для всех трудностей. В конце концов, за всем невозможно следить, юные люди очень хитро обходят любые ограничения, а подобное родительское поведение сказывается на их взрослении негативно.
Для воспитания ответственного поведения у ребёнка необходимы доверие и поддержка. Мы показали сыну, что может обращаться к нам с любыми проблемами, и убедили его на практике, что сохраним спокойствие, если он попросит совета. Когда сын сталкивался с неприятностями в интернете – например, мошенничеством, буллингом, сомнительным контентом – всегда мог рассказать об этом нам, и мы без осуждения объясняли ему, как поступать в таких ситуациях.
Чтобы помочь детям избежать проблем со смартфонами, родителям нужно использовать те же инструменты, что всегда: доверие и дисциплину. Важно объяснить ребёнку, что использование смартфона несовместимо с настоящей приватностью. Родители должны позаботиться о безопасности детей, имея доступ к приложениям и паролям, а также возможность посмотреть в телефон ребёнка в любое время. Однако важно не злоупотреблять этим правом и давать ребёнку пространство для самостоятельного роста.