Развитие речи у детей с рождения до трех лет: советы логопеда

Развитие речи у детей с рождения до трех лет: советы логопеда

13.03.2022 Inna
Источник:
Хлеб и масло Продакшн / Гети Имиджис / Цифровой Вижн

Елена Савенковалогопедия

логопед

Речевое развитие ребенка протекает поэтапно. примерно каждые полгодаВажно не прозевать шанс поддержать развитие малыша, подтолкнуть его к дальнейшему росту.

Красноречивый плач

С первых вздохов и криков младенца начинается период младенческих криковПродолжительность его составляет в среднем два месяца. Постарайтесь часто подходить к малышу и не оставлять его в одиночестве продолжительное время. Приучайте кроху к плавным движениям, разговаривайте с ним спокойно, без крика. Старайтесь таким образом установить пусть небольшой, но диалог, хотя ответ пока будет беззвучным, зато эмоции — всегда положительными.

Выстраиваем диалог

В начале 2-го или 3-го месяцаНачинается этап гуления. Ребенок произносит певучие гласные звуки, наиболее простые для артикуляции. Гуление развивает слуховую память и мышцы артикуляционного аппарата. Вместе с этим ребенок учится различать интонацию в словах. Разговаривать с малышом нужно ласково и тихим голосом, ведь гуление — всегда выражение удовольствия, знак того, что малыш выспался, сыт и здоров.

Источник:
Petri Oeschger/Getty Images/Moment RF

Лицом к лицу

В 5–6 месяцевМалыш, соединяя гласные и согласные, произносит слоги: «ба», «дя», «ма», «га». Внимательно слушает звуки вокруг себя. Вглядываясь в лицо говорящего взрослого, наблюдая за его губами, малыш пытается повторить и таким образом учится управлять своим артикуляционным аппаратом.

В 7 месяцевМалыш говорит первые слова — «дя-дя», «ба-ба» — и связывает их с людьми. Ранее звуки использует для привлечения внимания и экспериментирует с голосом и языком. Когда слышишь лепетные слоги, повтори их, договори их и покажи предмет.

В этом возрасте у малышей формируется связь между объектами и их названиями, поэтому побуждайте кроху находить предметы или членов семьи. Чаще обращайте внимание на игрушки и произносите их имена, а затем попросите его показать их местонахождение.

Первые слова

В 10–12 месяцевДети начинают говорить слова с повторяющимися слогами: «баба», «мама», «папа», «дядя». Иногда говорят только ударный слог: вместо «бабушка» — «ба», а кашу — «ка». В этом случае взрослый обращает внимание ребенка на себя, показывая на свои губы, и произносит слово полностью.

После 1 годаКогда малыш учится ходить, активно передвигается по комнате, изучает всё новое, берёт в руки всё интересные предметы. В это время полезно кратко рассказывать о том, что заинтересовало ребёнка.

Источник:
fizkes/Getty Images/iStockphoto

В этом возрасте дети часто используют звукоподражания, например, называют собаку «ав-ав», часы — «тик-так». Взрослые не должны поддаваться этому и общаться с ребенком, используя только звукоподражания. Всегда нужно называть слова целиком и правильно.

Пополнение лексики

После 1,5 годаРебенок быстро расширяет словарный запас, из слов складываются первые предложения. В этом возрасте малышу важно видеть лицо говорящего, следить за движением губ. Во время общения расположитесь так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо. Поощряйте речь ребенка: задавайте ему вопросы и дождитесь ответа.

В 2 годаРебенку легко даются слова с открытым слогом, заканчивающиеся на гласный звук — вата, Катя, пена. В более сложных трёхсложных словах ребёнок допускает ошибки или сокращает слово. Чтобы подобное произношение не закрепилось, полезно прививать ребёнку чувство ритма, отстукивать сложные слова по слогам, пропевать ритмичные песенки.

В 2–2,5 годаПокажите малышу больше изображений с действиями: дети поют, змея ползет, медведи едут и так далее. развивать фонематический слух.

Источник:
Getty Images/Onoky

В 3 годаРечь становится сложнее, используем слова разных чисел, описываем предметы прилагательными и связываем их союзами. Поощряйте малышку строить предложения по 5-6 слов.

Дома полезны игры-ассоциации, помогающие ребенку группировать слова по назначению или общим признакам: диван — телевизор, машина — колесо. Во время игры показывайте связь между предметами: «У машины есть колеса, а что ещё у неё есть?». Чем больше звеньев в ассоциативной цепочке, тем лучше.

Получите больше полезной информации о развитии ребёнка в нашем канале. Яндекс.Дзен.