
Развитие речи ребёнка начинается с рождения.
20.01.2022
Thanasis Zovoilis/Getty Images/Moment RF

Антонина Козловапедагогика
учитель-логопед высшей категории
Поговорим о том о сем…
Перед первым словом ребёнок проходит стадии гуления и лепета — примерно в 5-6 месяцев. Отсутствие этих моментов в раннем возрасте должно беспокоить родителей, равно как и полное молчание в возрасте 1 годаК этому периоду словарь малыша должен пополниться 10-12 словами. Это могут быть сокращенные варианты или нестандартные «интерпретации» («биба» — «вода» или «ака» — «собака»). Чистота произношения у годовалого ребенка не столь важна, главное — он выражает желания и общается с окружающими. Если ребенок молчит, не стоит дожидаться 2-3 лет, как советуют некоторые специалисты, лучше раньше проконсультироваться с логопедом и помочь ребенку овладеть речью.
Успеть вовремя
Малыш может молчать по различным причинам. Прежде всего, из-за повреждения слухового аппарата, например, после перенесенного отита. Если ребенок не реагирует на звуки, не откликается на собственное имя и не пытается объясниться, необходимо показать его отоларингологу.
Иногда нарушения речи связаны с особенностями развития нервной системы, при которых у ребенка наблюдается общая задержка: психическая, умственная, иногда и физическая. Например, недоношенные дети или малыши из неблагополучных семей могут немного отставать в развитии от сверстников. Но негативные последствия можно преодолеть, если активно заниматься с детьми и развивать их.
Иногда ребенку просто нет необходимости учиться говорить. В некоторых семьях малыш не испытывает мотивации: ему всё предоставлено без запросов – мама или бабушка реагируют на каждое его действие, выполняют все желания маленького «короля».
Иногда задержка речи связана с психологической травмой. Ранняя разлука с матерью, перенесённое тяжёлое заболевание, тяжёлый развод родителей — всё это может привести к стрессу, срыву нервной системы и как следствие — психический и интеллектуальный регрессВ подобной ситуации необходимо проконсультироваться с неврологом и логопедом для определения точного диагноза и разработки подходящего лечения. В некоторых случаях упорное молчание может указывать на аутизм или серьезное психическое заболевание, при которых необходима помощь психиатра.

praetorianphoto/Getty Images/E+
Берем под контроль
Массаж детских пальчиков с младенчества способствует развитию речевых навыков. Научно установлено, что развитие речевых областей стимулируется импульсами от пальцев рук. Таким образом, массаж и тренировка пальчиков существенно ускоряют развитие речи на 2,5 месяца. Помимо массажаИграть с малышом полезно: «сороку-белобоку», «пальчики и кулачки», «ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.
Ребенка стоит обучать словам с помощью игры. Яркие большие карточки с изображением зверей, птиц, насекомых, людей можно показывать малышу, громко и четко называя определения, демонстрируя звукоподражание: как гудит самолет, как мяукает кошка. С 1−1,5 лет нужно побуждать малыша говорить самостоятельно, задавая вопросы. Например, подавая чашку, спрашивать: «Что я тебе дала?», затем интересоваться: «Из чашки едят или пьют?», «Какого цвета кружка?», добиваясь, чтобы односложные ответы превращались в предложения: «Это чашка красного цвета. Из чашки пьют воду, молоко или сок». Уже в два года ребенок может объяснять простыми предложениями, а в 3−4 — сложносочиненными и сложноподчиненными.
Игра «Сочини рассказ» отлично развивает речь, память и фантазию с 3-4 лет. Для игры нужно разложить картинки на столе в случайном порядке. Мама вместе с ребенком описывает их, соединяя изображения в историю и придумывая сюжет. По мере обучения мама всё больше передает инициативу ребенку, задавая ему иногда наводящие вопросы.
В возрасте 4−5 лет важно расширять активный словарный запас ребенка. В возрасте 4,5−5 лет малыш должен понимать обобщающие понятия: что такое «мебель», какие бывают «домашние животные», «времена года», «одежда», «посуда». В 5 лет нужно научить ребенка называть отличия предметов по форме, цвету, размеру, а также знать различные варианты действий, то есть запоминать как можно больше глаголов.
Игра «Описание» — отличное упражнение для развития речевых навыков, наблюдательности и мышления. Можно описать яблоко: потрогать его, надкусить и рассказать о качествах: «Яблоко большое, круглое, гладкое, зеленое, хрустящее, сочное, полезное». Затем передать яблоко ребенку, чтобы он поделился своими впечатлениями. Важно следить за грамматикой: малыш должен согласовывать число, род, падеж и время — настоящее, прошедшее и будущее — не путаясь.
В возрасте 4−5 лет специалисты обращают внимание не только на словарный запас, но и на правильное звукопроизношение слов, а также на грамотное построение грамматических конструкций. Это повлияет на освоение письма в будущем. По статистике, 40% маленьких россиян к 5 годам коверкают слова, переставляя слоги, «теряя» буквы, что негативно отразится на обучении в школе. Ошибки в произношении связаны с недоразвитием фонематического слуха. Существует три вида слуха: физический, когда ребенок может воспроизвести ритм; музыкальный, когда крохе под силу верно спеть услышанную мелодию; и фонематический, отвечающий за восприятие звука человеческой речи. Если фонематический слух плохо развит, то малыш не дифференцирует некоторые звуки, путает «з» и «ж», «л» и «р», «т» и «д». В итоге читать и писать ребенок будет неправильно.

eclipse_images/Getty Images/E+
Если фонематический слухРазвитие речи ребенка оставляет желать лучшего. Малыш не различает некоторых звуков, часто их путает. В результате чтение и письмо у него будут искажены.
«Каша» во рту
Иногда ребенок говорит много сложных слов, но произношение получается нечетким: дикция скомканная или «стертая». Ребенок старается говорить правильно, но звуки искажаются. Такое часто случается из-за короткой подъязычной связки. Подъязычная уздечка — это перепонка под языком, соединяющая его с подъязычным пространством. Короткий ее размер может мешать подвижности языка, затрудняя поднятие вверх и искажая звуки «ш», «ж», «ч», «щ», «р», «рь». В редких случаях уздечку укорачивают хирургически. Но специалисты рекомендуют растягивать ее с помощью логопедических упражнений с самого раннего возраста, когда ребенок понимает инструкции взрослого. Помогают в этом игры: «Оближи блюдце», «Дотянись языком до подбородка», «Качели» (язык опускается то к верхней губе, то к нижней).
Иногда неправильное произношение слов связано с недоразвитием мышц артикуляционного аппарата, таких как язык или мягкое небо, а иногда и с искажениями прикуса. Патология артикуляционного аппарата может возникнуть из-за осложнений беременности мамы, сильного токсикоза в первом триместре, когда формируется речевой центр малыша. Влиять могут также осложнения во время родов: быстрые или затяжные. После рождения негативное влияние может оказаться стресс, тяжёлая болезнь или перегрузка. Например, молодые родители развитых детей, начавших рано говорить, очень гордятся достижениями ребёнка и чрезмерно стимулируют дальнейшее развитие речи, заучивая с малышом большое количество стихов, песен, побуждая его выступать в саду, у гостей, дома. Такое усердие может грозить срывом психики. Ребенок может совсем замолчать на длительное время.
Неважно, отчего у малыша нарушена речь, родителям нужно помочь ему справиться с трудностями. Разговаривайте с ним, общайтесь о прочитанных сказках. просмотренные мультфильмыМожно играть в пальчиковые игры, заниматься по логопедическим пособиям, а после двух лет — желательно показать ребёнка логопеду для предотвращения возможных речевых проблем. Развитие речи важно не только для интеллектуального, творческого и коммуникативного развития малыша, но и является залогом жизненного успеха.
Узнайте больше о развитии и воспитании ребёнка в нашем канале.